Петербуржцы жалуются на жару в автобусах

В жаркие дни горожане и гости Петербурга порой сталкиваются с тем, что салоны некоторых автобусов вполне можно сравнить с классической парилкой, разве что без березовых веников. Кому-то в такой бане реально становится плохо, а как кондукторы отрабатывают смену - вообще загадка. Есть и другая проблема: на некоторых пригородных маршрутах, очень популярных в погожие летние дни, вместо привычных больших автобусов пустили маленькие. Например, на маршруте N 552, связывающем Зеленогорск с областным Ильичево, в котором находится музей-заповедник "Ялкала" Ленина. Соответственно, давка в таких условиях обеспечена.

Автор этих строк лично проехала на автобусе N 24 ровно одну остановку. Что сказать? Баня. Я больше не выдержала - пошла пешком, благо недалеко было. Контролер, уставшая слушать возмущения пассажиров, монотонно объясняла: окна запаяны, чтобы граждане их не открывали, так как открытие нарушает работу кондиционера и ведет к поломкам. Почему в жару не работает кондиционер, кондуктор сказать не смогла. "Жалуйтесь", - резюмировала она, добавив, что пассажирам - еще ничего, доедут до места назначения и выйдут, а ей целый день кататься.

Аналогичная ситуация случается и на других маршрутах, свидетельство чему - обращения читателей, недовольных, что обещанная транспортная реформа - да, убрала с улиц города маршрутки, водители которых постоянно нарушали элементарные правила уличного движения, но до полного комфорта транспортного обслуживания еще далеко. И ходят автобусы не всегда по расписанию, и с валидаторами - непонятно. Банковские карты принимает не каждый валидатор. И летом к этим проблемам добавляется жара не только на улице, но и в салоне.

Теперь о замене автобусов обычных на микро. И до транспортной реформы проблемы с маршрутами от Зеленогорска до Ильичево были, прежде всего - связанные с задержками рейсов, и, как следствие, опозданием на электричку. В жаркие дни отдыхающих было в автобусах очень много. На маршрутах - несколько точек, особо привлекательных и для дачников, и для тех, кто приехал отдохнуть на один день. И прежде всего это Симагинские озера, в том числе озеро, в обиходе называемое Красавицей.

Но с прошлого лета на нескольких маршрутах, в том числе на N 552 - единственном, соединяющем Зеленогорск и Ялкала, вместо больших автобусов пустили маленькие, в которые могут поместиться человек пятнадцать. В зимнее время это еще ничего, сугубо "местного населения" остается мало. Но летом, при хорошей погоде в автобусы было не сесть. А кто все-таки умудрялся попасть в салон, оказывался в положении "селедки в бочке". Если учесть, что автобусы ходили не часто, перерыв мог достигать и часа, мягко говоря, это было неудобным. И поныне эти автобусы в погожие дни берут штурмом.

За разъяснениями мы обратились в комитет по транспорту Санкт-Петербурга. Что касается жары в салонах, то, как пояснили "РГ" со ссылкой на информацию от ГКУ "Организатор перевозок", перед выходом на линию подвижной состав общественного транспорта проходит многоступенчатую проверку. "В летний период особое внимание уделяется проверке систем кондиционирования. Обеспечение их работы - обязанность перевозчиков". Ежедневно проводится порядка 300 внеплановых проверок как непосредственно в парках, так и на линии. Нарушение температурного режима - явление довольно частое. Только в июне было проверено более 3500 транспортных средств, и в более чем 200 случаях как раз и зафиксирована повышенная температура в салонах.

"Весь подвижной состав оборудован системами кондиционирования, датчики температуры есть в салоне". Также в ответе четко сказано: открывать форточки при работающем кондиционере нежелательно, так как при этом ломается сам кондиционер. Правда, что делать пассажирам, вынужденным ехать в условиях сауны, - непонятно.

Кстати, существуют нормативы на температуру в салоне. Согласно рекомендациям Министерства транспорта РФ, температура в салоне не должна быть выше 25 градусов при среднесуточной температуре на улице выше 20 градусов, и ниже плюс 12 - при среднесуточной температуре снаружи ниже 5 градусов.

Резюме простое: пассажиры, столкнувшиеся с тем, что в салоне невозможно находиться, должны жаловаться, - желательно с указанием времени и маршрута. Тогда данный конкретный автобус дополнительно проверят и предпримут меры. Жалобу можно отправить через официальный сайт "Организатора перевозок", либо через контакт-центр организации по телефону 576-55-55. Можно послать жалобу почтой, но, сами понимаете, это будет дольше.

А комментариев, поясняющих, почему на некоторых пригородных маршрутах решили заменить большие автобусы на маленькие и тем самым создали неудобства для пассажиров (а именно для удобства пассажиров, то есть нас с вами, и была задумана транспортная реформа), редакция не получила.

Мнение

Андрей Горев, профессор Высшей школы транспорта Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого:

- К транспортной реформе проблемы повышенной температуры в салонах и замены автобусов с больших на маленькие прямого отношения не имеют. Главная цель реформы - убрать с улиц города маршрутки, что и было сделано. А эти проблемы упираются в конкретных перевозчиков, с которыми заключен контракт. Причин, по которым кондиционеры не работают, две. Либо неполадки с самим кондиционером (а значит, они должны своевременно устраняться), либо водитель экономит энергию, не включая кондиционер. Возможно, должны быть увеличены штрафы, чтобы такие нарушения били по карману перевозчиков. Что касается замены автобусов на менее вместительные, то здесь однозначного решения нет. Возможно, нужно пускать дополнительные автобусы во время пиковых нагрузок. Но если у перевозчика нет резервных автобусов - он и не пустит. Значит, нужно другое решение. Одно абсолютно точно: пассажиры не должны страдать из-за того, что чиновники не согласовали, на каких маршрутах какой именно транспорт нужен.