06.08.2023 20:05
Поделиться

Производство карамели растет, а спрос на нее падает

В России растет производство карамели. За пять месяцев 2023 года ее произвели 76,9 тыс. тонн (+15% год к году). По данным Росстата, за прошлый год в России выпустили 184,2 тыс. тонн карамели против 175 тыс. в 2021-м. В пандемийном 2020 году объем производства кондитерских изделий в стране просел на 3,6%, но уже на следующий год отрасль отыграла падение.
Инфографика "РГ"/ Леонид Кулешов/ Юлия Василькина

В 2022 году пандемийные ограничения оказывали влияние только на экспорт кондитерской продукции в Китай. По итогам года экспорт российских сладостей в КНР упал в деньгах на 56%, и восстановление его объемов является одной из ключевых задач на 2023 год. "За четыре месяца 2023 года объемы экспорта сахаристых кондитерских изделий в КНР увеличились в денежном выражении почти на 41%, однако без существенных мер господдержки двигаться дальше будет проблематично", - отметил исполнительный директор Ассоциации предприятий кондитерской промышленности "АСКОНД" Вячеслав Лашманкин. По его словам, объем производства сахаристых кондитерских изделий, куда входит и карамель, за последние годы стабилен и не превышает 20% от общего объема произведенных в стране сладостей как в тоннах, так и в деньгах.

По данным BusinesStat, за 2018-2022 годы продажи сахаристых изделий уменьшились на 7,1%: с 712 до 662 тыс. тонн. По расчетам компании, продажи карамели в России за тот же период снизились более чем на 30%: с 208 до 156 тыс. тонн, в целом рынок близок к насыщению. По мнению аналитиков, спрос смещался в сторону диетических сладостей с натуральным составом и шоколадной продукции."В ближайшие годы продажи карамели в России стабилизируются на уровне 150-155 тыс. т. Из-за роста цен на шоколад и прочую более дорогую "кондитерку" спад в сегменте карамели прекратится, но и предпосылки для его роста отсутствуют. Карамель наиболее популярна у старшего поколения, а современные потребители стали больше уделять внимания здоровому образу жизни, и карамель, которая состоит в основном из сахара, не воспринимается как полезный продукт", - считает директор BusinesStat Денис Молчан.

По его словам, сейчас отрасль испытывает сложности с импортом оборудования, иностранные компании прекращают инвестиции или вообще уходят из страны, спрос стагнирует. В этих условиях у отечественных предприятий основная задача - хотя бы сохранить свою рыночную долю.

В "АСКОНД" подчеркивают, что для конкурентоспособности карамели на внешних и внутреннем рынках необходимы стабильные цены на сахар для промышленности.