Вообще-то в Генплане Череповца Архангельский мост появился еще в далеком 1968 году. Тогда в документах было прописано, что строительство должно быть завершено к 1995 году. В конце восьмидесятых Генплан пересмотрели, ввод моста сдвинули на десять лет.
В лихие девяностые проект был отложен в долгий ящик. Между тем Череповец переживал бурное развитие, у градообразующих предприятий росли обороты. Если сама продукция промышленных компаний в основном отгружается по железной дороге, то комплектующие и некоторые виды сырья доставляют автомобильным транспортом.
Бурный рост производства вызвал активное жилищное строительство. Череповец расположен на двух берегах реки Шексны. Основная застройка - на правом берегу. Но в какой-то момент свободных площадок стало не хватать, поэтому началась застройка левого берега. В городе еще в 1981 году был открыт один мост через Шексну - Октябрьский. Именно он десятилетиями принимал на себя колоссальную транспортную нагрузку. Через Октябрьский мост ездили все - и дальнобойщики, и туристы, поэтому жители трехсоттысячного города постоянно сталкивались с пробками. Любая авария на мосту означала, что город практически был парализован.
Вернулись к идее строительства моста в 2007 году, когда Олег Кувшинников, губернатор Вологодской области, а тогда еще мэр Череповца, инициировал вначале разработку эскизов, а затем и создание проекта. Документация была готова еще в 2011 году, начался поиск финансирования.
Средства на строительство требовались большие, регион заранее начал подготовительную работу, в частности, из створа Архангельской улицы на правом берегу Шексны были перенесены инженерные сети, началось строительство подходов. Эта работа велась с 2017 по 2019 год, а затем регион получил финансирование по линии федерального бюджета.
Первая свая в основание моста была вбита в августе 2019 года. Изначально объект планировалось сдать к 2025 году, но строительство удалось завершить в рекордные сроки - за 1000 дней. Сам мост получился уникальным. Это самый протяженный мост на Вологодчине, длина вантового перехода - 220 метров, сам мост - 1132 метра. Это первое в России сооружение, где пилоны соединяются стальными тросами с дорожным полотном параллельно друг другу.
За год по мосту проехали 8,8 миллиона автомобилей. Пропускная способность - свыше 50 тысяч машин в сутки. Для строительства моста потребовалось 45 тысяч кубометров бетона, 8,8 тысячи тонн металлоконструкций, две тысячи тонн асфальта.
Фактически Архангельский мост соединил две федеральные трассы - на Москву и Петербург. Также значительно упростился путь в Рыбинск, Ярославль, Пошехонье и другие города Северо-Западного и Центрального федеральных округов. Если раньше весь транспорт шел через центр Череповца, то теперь у водителей появилась возможность объезда. Экономия времени для каждого автомобиля составляет полчаса. А если использовать Архангельский мост именно чтобы выехать на московскую трассу, то дорога до столицы сокращается на 132 километра.
Упростилась жизнь и для сотрудников крупнейших череповецких предприятий, расположенных на левом берегу Шексны. Теперь дорога до проходной у них занимает 15-20 минут.
Импульс к развитию получил и сам Зашекснинский район Череповца. При строительстве моста на левом берегу реки был расширен Шекснинский проспект. Это очень важно для череповчан, ведь сейчас в Зашекснинском районе ведется активное жилищное строительство. Например, из 22 череповецких новостроек, сдача которых намечена на ближайшие три года, девять расположены на левом берегу реки. Уже сейчас в Зашекснинском районе проживают более 55 тысяч человек, и, судя по всему, это не предел. В частности, на левом берегу выделено 15 тысяч новых земельных участков, где в перспективе можно возвести около полутора миллионов квадратных метров жилья.
С учетом перспектив района здесь активно строятся и социальные объекты. Так, в начале июня началось возведение новой поликлиники. А в следующем учебном году на левом берегу планируется открыть новую школу на 1500 мест.
Виталий Савельев, министр транспорта Российской Федерации:
- Строительство таких объектов, как Архангельский мост, позволяет не только обеспечить жителей доступной дорожно-транспортной инфраструктурой, придать стимул развитию города, региона. Это способствует росту связанности субъектов страны, что, в свою очередь, является эффективной антикризисной мерой.
Олег Кувшинников, губернатор Вологодской области:
- Это проект, который я задумал, еще будучи мэром города, в середине нулевых, без финансирования, без какой-либо поддержки, без шансов на успех. Было только желание сделать наш город лучше, дать ему новый импульс на десятилетия вперед. А еще несгибаемая вера в то, что мы сможем реализовать этот проект, несмотря ни на что. Архангельский мост не просто соединил два берега, он стал отправной точкой для дальнейшего развития города. Появились возможности для создания в Зашекснинском районе современной территории для жизни и перспектива строительства социальных объектов. Город уже начал преображаться: идут масштабные стройки.