Почему покупатели по всему миру перестали гоняться за новыми смартфонами

Мировые поставки смартфонов, согласно прогнозу Counterpoint Research, сократятся в 2023 году на 6% и упадут до десятилетнего минимума. Несмотря на это, импорт смартфонов в Россию за шесть месяцев 2023 года вырос на четверть, а поставки премиальных моделей - на 58%.
unsplash.com

Текущий год, скорее всего, станет для мировых производителей смартфонов худшим за последние десять лет, и можно говорить о том, что глобальная мобильная индустрия сегодня находится в кризисе.

Для этого есть несколько объективных причин. Во-первых, это разочаровывающие результаты экономики США за первые полгода и более низкий, чем прогнозировался, экономический рост в Китае и на развивающихся рынках.

Во-вторых, сегодня меняется парадигма использования смартфонов. "Люди больше не гоняются за новинками, так как не видят больших изменений в моделях год к году. А средний срок использования смартфона растет и составляет 4-5 лет", - говорит ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин.

В-третьих, к 2023 году окончательно выяснилось, что основные бенефициары мировой мобильной революции не производители смартфонов. Текущая модель рынка переживает кризис перенасыщения устройствами и основной выигрыш получают не производители смартфонов, а владельцы экосистем, построенных на их базе. Единственным "светлым пятном" мирового мобильного рынка стал рост продаж премиальных смартфонов, причем во многом за счет одной компании, которая одновременно является и производителем смартфонов, и владельцем закрытой экосистемы. Сегодня с точки зрения ведения бизнеса именно Applе стала самой успешной компанией среди производителей смартфонов. Согласно прогнозу Counterpoint Research, в 2023 году она может впервые стать вендором N 1 по количеству отгруженных в розницу устройств.

На первый взгляд, российский рынок живет вообще по другим законам. По данным аналитического центра GS Group, импорт смартфонов в Россию за первые шесть месяцев 2023 года вырос на 26% и составил 12,4 млн штук. В денежном выражении рост еще более впечатляющий - 42 %. При этом Apple в России, в отличие от многих рынков, не занимает доминирующую роль: всего лишь 5-е место (9 %) по количеству поставленных устройств. Сегодня в России первое место по доле рынка (в штуках) занимает Xiaomi (27,9%), второе - Samsung (12,7%), третье - Realme (12,1%), четвертое -Tecno (10,4%), шестое - Honor (7,9%) и седьмое - Huawei (4,6%).

Однако, если внимательно проанализировать российский рынок, то выяснится, что у него намного больше общего с мировым, чем кажется на первый взгляд. Аналитики GS Group отмечают, что впечатляющий рост в 26% по сравнению с первыми шестью месяцами прошлого года связан с эффектом "низкой базы" аномального 2022 года. Если же сравнивать с 2019/2020/ 2021 годами, то импорт отстает на 17,2 %. Так что снижение поставок смартфонов произошло не только в мире, но и в России. Что касается общемировой тенденции роста продаж премиальных моделей, то и тут Россия оказалась в тренде. И дело не только в том, что верхний сегмент рынка (смартфоны от 30 тыс. руб.) вырос на 58%, но и в том, что увеличилась его доля, достигнув 21%, а общая стоимость предлагаемых и покупаемых смартфонов выросла за год на 32 %.