То есть у "Сахавуда", как окрестили якутский киносектор журналисты, появится своя площадка. Да еще какая!
Комплекс планируют построить в Якутске к 2026 году. Он объединит съемочные павильоны, студийный корпус, актерский дом, деревню декораций и даже залы для виртуальных съемок. Не забудут и про студии постпродакшна, где кинокомпании смогут открыть офисы.
Власти Якутии всегда старались помогать региональному кинематографу. Например, за последние три года по итогам питчинга министерства культуры и духовного развития региона было поддержано 29 проектов на сумму 95 миллионов рублей.
Когда-то давно работал даже соответствующий республиканский закон, правда, в 2005 году он был упразднен как потерявший актуальность и начавший противоречить федеральному законодательству. В 2022-м якутский парламент принял новый нормативный акт, с учетом всех изменений в правовом поле.
Согласно новому закону стопроцентное финансирование производства и проката могут получить художественные игровые, документальные неигровые и анимационные фильмы, которые являются дебютными для режиссера. При этом последний должен быть выпускником государственного вуза в области кинематографии и окончить его не более пяти лет назад.
Эффект от помощи был всегда. Поддержка помогла, например, республиканской компании "Сахафильм" создать за 30 лет 150 фильмов. Да и признание Якутии на недавнем XI российском фестивале короткометражного и дебютного кино "Короче" в Калининграде лучшим регионом в стране по продвижению киноиндустрии вполне справедливо.
Это удивительно, но в малонаселенной Якутии снимается почти половина регионального кино России. Председатель Дальневосточной кинокомиссии, художественный руководитель киностудии "Сахафильм" Алексей Романов отметил, что кинопотенциал ДФО на 60 процентов сосредоточен именно в Республике Саха.
- Наверное, ни у одной региональной киностудии нет такого успеха. Мы участвовали в фестивалях почти в 20 странах мира, имеем более 50 призов, из них 18 - Гран-при. Это показатель успешной работы кинокомпании, - рассказал Романов.
Успехи есть не только у "Сахафильма", но и у представителей авторского кино. Приза "Кинотавра" удостоен фильм "Пугало" Дмитрия Давыдова, Московского международного кинофестиваля - "Царь-птица" Эдуарда Новикова, фестиваля "Окно в Европу" - "Его дочь" Татьяны Эверстовой и "Черный снег" Степана Бурнашева. На фестивале "Зимний" в декабре 2022 года Гран-при взяла драма Любови Борисовой "Не хороните меня без Ивана", а триллер "Айта" Степана Бурнашева был отмечен за режиссуру и лучшую мужскую роль.
Кассовые сборы якутских фильмов за последние пять лет превысили 274 миллиона рублей. Всего в этот период вышло 45 кинокартин. Учитывая, что многие ленты якутских режиссеров снимаются за очень скромные один-пять миллионов рублей, они, как минимум, окупаются.
В прошлом году 28 якутских фильмов собрали в прокате 73,5 миллиона рублей. Это был, казалось, настоящий прорыв. Но текущий год явно "переиграет" 2022-й.
С начала 2023-го сборы республиканского кино уже превысили 60 миллионов рублей и в лидеры среди якутских фильмов выбился триллер Степана Бурнашева "Айта". Лента окупилась за четыре первых дня проката. Снятый за четыре миллиона рублей фильм собрал около 20 миллионов.
Сам Степан Бурнашев считает, что якутское кино рано относить к индустрии.
- У нас кинематограф, на мой взгляд, является искусством, - говорит он. - Поэтому то, что пытаются разделить якутское кино на фестивальное, авторское, коммерческое - неверно. Коммерческий проект должен иметь хорошие средства не только на съемки, но и на постпродакшн. Когда наши фильмы будут собирать сотни миллионов рублей, можно будет называть наш кинематограф "индустрией".
Самый дорогой фильм Бурнашева "Айта", кроме затрат на съемки, потребовал и вложений в маркетинг. На это отдельно было потрачено около полутора миллионов рублей. А наиболее бюджетный фильм режиссер снял на заре своего творчества, уложившись в 20 тысяч рублей, но это была, как говорится, проба пера.
Хотя Степан еще не получал господдержку, он считает, что она просто необходима.
- Если мы рассматриваем наше кино в контексте искусства, стационарно ты очень ограничен. Мы не можем позволить себе масштабные съемки, исторические, поэтому большинство фильмов у нас получается камерными. Естественно, продюсеры это понимают и рисковать, беря займы в десятки миллионов рублей, а потом прогореть, никто из них не хочет, - говорит режиссер.
Бурнашев считает, что господдержка придаст уверенность продюсерам и можно будет снимать более масштабное кино, которое будет иметь успех и в прокате, и на кинофестивалях. Сейчас есть даже возможность получения субсидии минкульта РФ, и это уже значительная поддержка. Есть также фонды, которые тоже могут помочь кинематографистам.
Якутское кино еще не приносит индустриальных барышей, а вот кинопроекторы могут начать делать это уже в скором будущем. Федеральное правительство рассматривает возможность широкого применения в стране технологии якутских разработчиков "Экстра Синема".
Якутский кинопроектор в пять раз дешевле иностранного аналога, он стоит примерно от 600 тысяч рублей. Аппаратуру можно поставлять в кинотеатры не только крупных городов, но и малых населенных пунктов. Оборудование представляет собой полноценную экосистему для залов, включая возможность подключения сервисов по продаже билетов и программы "Пушкинская карта". Уникальность кинопроектора в его сервере, который автоматически отслеживает стоимость авторских прав и отправляет отчисления.
Генеральный директор компании "Экстра Синема" Петр Чиряев заявил, что предприятие готово к работе с регионами страны.
- В России 150 тысяч населенных пунктов. По данным 2019 года, в стране 2150 кинотеатров, из них в Москве - 100, в Санкт-Петербурге - 50, остальные - в других крупных городах. Жители небольших населенных пунктов не имеют возможности смотреть кино. Мы планируем поставить оборудование в пять тысяч залов и охватить 20 миллионов человек. Проект будет работать под российское кино, - сказал Петр Чиряев.
И это уже вполне похоже на индустрию. В любом случае якутские кинематографисты своим энтузиазмом, желанием творить заслужили поддержку на самых различных уровнях.