Обсуждение возобновления зерновой сделки в рамках встречи Путина и Эрдогана станет самым непростым из предполагаемой повестки переговоров, считает доцент кафедры корпоративного управления и инноватики РЭУ им. Г.В. Плеханова Максим Максимов.
"На кону стоят не только перспективы Турции, как глобального игрока на рынке зерна и продовольственного хаба на линии Европа-Азия-Африка, но и собственная репутация президента этой страны. До сих пор именно Эрдоган считался главным переговорщиком. Зерновая сделка стала тем фактором, который позволил ему с легкостью быть избранным на пост главы Турции на новый срок. И вот теперь преимущество Анкары на мировой арене перестало существовать. При этом перспективы его реанимации выглядят на сегодняшний день туманными", - констатирует Максимов.
По мнению эксперта, Эрдоган будет предпринимать максимально возможные меры для продвижения по пути возобновления черноморских инициатив. Однако, даже поверхностная оценка показывает, что его переговорный ресурс существенно ограничен, так как дать гарантии выполнения требований России он не в состоянии. При этом следует не забывать, что список этих требований был актуален год назад, а на сегодняшнее время часть из них или утратила ценность (например, поставки аммиака по маршруту Тольятти - Одесса), или приобрела несколько иные формы (например, требование о подключении Россельхозбанка к SWIFT).
Чем может воспользоваться Турция, чтобы продвинуть повестку зерновой сделки? Козырями, по мнению Максимова, могут стать вопросы о поставках газа в страны ЕС через "Турецкий поток", создание газового хаба для транзита российского сырья в регионы, граничащие с Турцией, а также сохранение статус-кво (возможно, даже расширение номенклатуры) по реализации программ параллельного импорта. "На самом деле, степеней свободы у Турции не так много и, в основном, они ограничены обязательствами перед коллективным Западом. Об этом в ходе переговорного процесса ни в коем случае нельзя забывать", - подчеркнул эксперт.
По мнению Максимова, запуск новой версии зерновой сделки способен существенно скорректировать цены на зерно, подсолнечник и иные сельхозпродукты, поставляемые из Украины. Основными же бенефициарами этого, помимо Турции и Украины, станет ряд стран ЕС, среди которых Италия, Нидерланды и Испания.
"Интерес Турции в сделке очевиден", - говорит профессор кафедры Мировой экономики и международных экономических отношений Государственного университета управления Галина Сорокина. "Это прежде всего поток дешевого зерна для хорошо развитой мукомольной промышленности этой страны, плюс роль регионального лидера способного решать сложные геополитические задачи. Причем Турция, как и весь мир, понимает, что реализация зерновой сделки без участия РФ невозможна, однако влияния президента Турции и Генерального секретаря ООН Антониу Гутерриша недостаточно, чтобы обеспечить выполнение вполне умеренных требований России, необходимых для возобновления черноморской зерновой инициативы", - отмечает она.
Поэтому, скорее всего, на переговорах с Москвой Анкара будет предлагать альтернативные варианты реализации сделки без полного выполнения условий, поставленных Россией, уверена эксперт. Это может быть как вариант вывоза зерна из российских портов, например, российский порт Кавказ. Однако в этом случае возникают проблемы с вывозом украинского зерна, основной цели сделки для Турции и коллективного Запада. Также Сорокина предполагает, что может быть предложена схема паритетных вариантов, например, равных объемов вывоза российского зерна из порта Кавказ и такого же объема украинского из портов Одессы. Кроме того, сделки по развитию параллельного импорта или возвращению российской платежной системы МИР в Турцию могут служить рычагом обменных условий зерновой сделки.
Альтернативным вариантом, по мнению Сорокиной, может стать давление на Россию в виде ограничений прохода через Босфор и Дарданеллы или же опять игра на условиях параллельного импорта в виде ограничения поставок в Россию через крупнейший на сегодня транспортный хаб параллельного импорта - Турцию. "В любом случае сегодня обе стороны Турция и Россия понимают взаимные роли не только в обеспечении зерновой сделки, но и во взаимных интересах развития партнерства двух стран, в связи с чем, скорее всего сделка если и не будет возобновлена на прежних условиях, то точно будет перезапущена в иных масштабах, но с участием России и Турции, как основных факторов зернового коридора", - уверена эксперт.
В свою очередь, директор Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) Дмитрий Рылько объяснил "РГ", что какие бы ни были договоренности, они могут исходить из двух базовых предпосылок: Украина нуждается в "распаковке" своих причерноморских зерновых терминалов. "Россия ожидает если не полного выполнения, то, по крайней мере, внятного продвижения к выполнению своих пяти известных требований", - считает эксперт.
С ним согласился и директор Центра международного агробизнеса и продовольственной безопасности РАНХиГС Анатолий Тихонов. По его мнению, возобновление зерновой сделки возможно только после выполнения условий российской стороны, ведь Москва не пойдет на уступки в одностороннем порядке. Тихонов напомнил, что в требования входят переподключение Россельхозбанка к SWIFT, снятие запрета на поставки запчастей и сельхозтехники, отмена ограничений на страхование судов, а также возобновление работы аммиакопровода Тольятти - Одесса.
"При этом возобновление зерновой сделки в том виде, в котором она была, маловероятно", - сказал эксперт. Был взорван аммиакопровод, повреждена портовая инфраструктура на Украине, в связи с чем мощности по отгрузке значительно уменьшились. Также нет подвижек по требованиям России. Учитывая все эти факторы, экономического смысла сделка для страны сейчас не имеет, резюмировал Тихонов.