Выяснилось, что в Дальневосточном регионе было застраховано 155 тысяч гектаров сельхозплощадей, страховые выплаты составили в итоге около 101 миллиона рублей. Масштабам бедствия это, конечно, не соответствовало и дало толчок к серьезному анализу условий агрострахования, а также пересмотру некоторых положений отраслевого закона. Был добавлен комплекс рисков, связанных с избыточным увлажнением. Снижен порог гибели урожая, при котором этот случай признается страховым (позже этот порог был отменен).
В дальнейшем в системе агрострахования прошло несколько этапов трансформации, и каждый раз они учитывали в том числе опыт регионов Дальнего Востока. Очень важным решением стало введение страхования урожая на случай чрезвычайных ситуаций. Эта программа, по которой предусмотрены выплаты в пределах прямых затрат сельхозпроизводителя на каждый списанный при ЧС гектар, отличается простотой использования и в целом сниженной стоимостью по сравнению с мультирисковым страхованием. С 1 июля 2023 года для аграриев ДФО установлено 80-процентное субсидирование их расходов на такое страхование: это изменение в закон было принято по инициативе правительства России, которое в свою очередь выполняло поручение президента страны.
В 2022 году по программе ЧС состоялись первые выплаты в Приморском крае: двум хозяйствам были возмещены убытки за гибель посевов на площади 0,9 тысячи гектаров, суммарные выплаты составили 9,9 миллиона рублей. Таким образом, компенсация на гектар - почти 11 тысяч рублей.
Сейчас в ДФО в общей сложности застраховано 436 тысяч гектаров посевов, из которых 312 тысяч - в регионах Амурского бассейна, наиболее подверженных влиянию риска паводков и тайфунов. 229 тысяч гектаров при этом приходится на Приморский край, 81 тысяча - Амурскую область, единичные договоры заключены в Хабаровском крае и Еврейской АО. По программе на случай ЧС застраховано 182 тысячи гектаров (из них 74 тысячи - в Амурской области, 64 тысячи - в Приморье).
С другой стороны, площадь посевов, на которую заключен договор - не единственный показатель, который характеризует уровень страховой защиты. Очень многое зависит от качества страхового покрытия. К сожалению, в прошлые годы мы неоднократно наблюдали, как дальневосточные аграрии с целью экономии при выборе условий страхования ориентировались на максимальное сокращение предусмотренной полисом защиты рисков. Вплоть до того, что некоторые производители пытались исключить из договора риски паводков и переувлажнения - основные угрозы посевам. Логика такого поведения в том, что хозяйства рассчитывают, что государство все равно окажет помощь, даже если не сработает "урезанная" страховка, а наличие полиса будет учтено при предоставлении иных форм господдержки. Очевидно, это не тот результат, который требуется государству от системы агрострахования.
Поэтому Национальный союз агростраховщиков проведет подробный анализ ситуации с выплатами аграриям по ЧС в этом году. Его результаты будут представлены в минсельхоз России и в аграрный комитет Совета Федерации.