О ситуации с возведением моста "РГ" уже сообщала. Напомним, сооружение должно было соединить центральную часть города с агротехнопарком "Мичуринский" на севере - в микрорайоне "Кочетовка". Предполагалось обустроить более двух километров дороги с развязкой, подпорными стенками и насыпью для путепровода, а также пролетной конструкцией длиной 386 метров. Значимый объект входил в госпрограмму "Развитие транспортной системы и дорожного хозяйства Тамбовской области".
В мае 2020 года подрядчиком выбрали самарское предприятие - других претендентов и не было. Получать деньги из бюджета оно должно было по мере выполнения работ: в 2020-м - 150 миллионов, в 2021-м и 2022-м - по 500, в 2023-м - 254.
Как отметили в прокуратуре Тамбовской области, первоначально в договоре не говорилось об авансовых платежах. Только об оплате по факту завершения тех или иных этапов проекта. Но в конце 2020 года заказчик в лице тогдашнего директора ТОГКУ "Тамбовавтодор" Дмитрия Попова заключил с дорожниками дополнительное соглашение, по которому те получили как раз аванс - 10 процентов от стоимости контракта, или 140,4 миллиона рублей.
Однако работа не спорилась ни до, ни после этой выплаты. Осенью 2022-го было подписано еще одно допсоглашение - теперь уже о продлении сроков контракта до 30 ноября 2024 года. Этим летом на стройплощадке побывали прокуроры, признаков моста не нашли. Лишь гору грунта, бетонные плиты и полуразрушенный забор.
По материалам проверки в отношении экс-директора "Тамбовавтодора" СК возбудил уголовное дело о растрате в особо крупном размере (по части 4 статьи 160 УК РФ). Как поясняла ранее старший помощник прокурора региона Ольга Воропаева, в рамках расследования будет установлено, "почему заказчик не вел работу по взысканию авансового платежа в связи с тем, что работы фактически не выполнялись". Также ведомство в конце июня направило в Арбитражный суд иск о взыскании с подрядчика незаконно полученной суммы аванса и процентов за пользование им в размере свыше 28 миллионов рублей, а также о признании недействительным переноса сроков сдачи путепровода. В июле 140 с лишним миллионов вернулись в казну.
Как рассказали "РГ" в Министерстве автодорог и транспорта Тамбовской области, средства были перечислены вскоре после принятия решения о расторжении контракта в одностороннем порядке. Причина - неисполнение подрядчиком своих обязанностей. Почему же терпели так долго, да еще и выплатили аванс? Чиновники указали, что календарный график, закрепленный договором, предусматривал этапы работ. А погашение авансовых платежей, согласно областному законодательству, должно осуществляться до конца финансового года. Вместе с тем, как следует из официального ответа на запрос редакции, заказчик не располагал документами, которые бы подтверждали реальное исполнение контракта и отработку авансового платежа. Деньги были перечислены в декабре 2020 года, и как минимум до 1 октября 2022-го подрядчик, вопреки закону, не представлял "Тамбовавтодору" никаких отчетов.
Какую-то деятельность на площадке подрядчик все же вел, но не оформлял исполнительную документацию, что нарушает требования СНиП.
"В процессе исполнения строительно-монтажных работ в 2020 году их актирование в установленном порядке не производилось. Как следствие - разрешение на выполнение последующих работ подрядная организация не получала. В ее адрес заказчиком неоднократно направлялись претензии, плата по которым не была произведена. 8 августа "Тамбовавтодор" подал исковое заявление в Арбитражный суд о взыскании неустойки (штрафы, пени) за неисполнение работ в период с 26.05.2020 г. по 2023 год в размере 42,65 миллиона рублей. Предварительное судебное заседание назначено на 20 сентября, - сообщил "РГ" заместитель министра - начальник управления автомобильных дорог Александр Медведев. - В настоящее время проводится анализ соответствия проектно-сметной документации действующим нормативным стандартам, после чего будет разработана дорожная карта дальнейшей реализации проекта".