Сегодня по понятным причинам театр лишен своего зрителя, уже полтора года "Донбасс Опера" закрыта. Но пока говорят пушки, музы тоже не молчат. Артисты мужественно сохраняют желание творить, репетируя фактически в прифронтовых условиях, а спектакли показывают пока лишь в гастрольном формате. И эти два спектакля прежде, чем были показаны на суперответственной сцене Большого театра, сыграли в Крыму.
Свою историю Донецкий театр ведет с 1932 года. Теперь на здании - памятнике архитектуры - следы артобстрелов, зияют глазницы разбитых окон. В пространстве под сценой оборудовано убежище… Постановку "Князя Игоря" готовили к 90-летию театра. Эта опера, которая обрела теперь иное актуальное звучание, была выбрана не случайно: именно с нее началась летопись знаменитого коллектива. И в театре есть мечта - представить эту оперу в реальных исторических декорациях под открытым небом в Свято-Успенской Святогорской лавре на берегу Северского Донца, именно там, где разворачивались события "Слова о полку Игореве", повествующем о походе князя Игоря против половцев, сюжет которого и стал основой оперы Бородина.
Композитор работал над этой партитурой почти 20 лет. Но завершить не успел. Завершали труд его коллеги Глазунов и Римский-Корсаков. Но в этом спектакле волей режиссера-постановщика - известного баритона Мариинского театра Юрия Лаптева при поддержке музыкального руководителя театра - дирижера спектакля Юрия Парамоненко оставили исключительно музыку Бородина.
Эпический спектакль получился каноничным и эффектным: объемные декорации и несколько сотен роскошных костюмов - сверкающие доспехи, роскошные наряды, отделанные мехом и расшитые жемчугом (художник - Ирина Долгова). Солисты очень старались и волновались (заглавную партию исполнял баритон Владислав Лысак). В труппе много от природы красивых голосов. Но, конечно, когда, наконец, наступит мирное время, театру понадобится и профессиональная кадровая поддержка. А оркестр испытующе для певцов звучал немного замедленно, будто хотел продлить волшебные минуты пребывания артистов на сцене Большого театра.
Впрочем, гастроли в Москве только завершились, а "Донбасс Опера" уже планирует привезти на фестиваль в следующем году совсем новые свои масштабные постановки - оперу Моцарта "Дон Жуан" и балет Асафьева "Бахчисарайский фонтан".
Фестиваль "Видеть музыку" пройдет на многих ключевых творческих площадках Москвы и продлится до 13 декабря 2023 года. Форум объединит в своей афише более трех десятков спектаклей театров России и стран СНГ, обещая стать одним из самых представительных отечественных художественных смотров. А неизменной кульминацией всех событий фестиваля по традиции станет гала-концерт и вручение премии "Легенда", которые состоятся 9 ноября на сцене Центра оперного пения Галины Вишневской.
Гастроли "Донбасс Оперы" в Большом завершились мировой премьерой балета "Война и мир". Над спектаклем работали хореограф Андрей Петров, худрук Вадим Писарев. Участвуют в нем более 200 артистов и музыкантов помимо донецких из "Кремлевского балета" и Марийского театра. И на премьере в Большом театре был полный аншлаг. Ведущий солист донбасского балета Роман Белгородский, станцевавший партию Наполеона, рассказал "РГ":
- У нашего театра с войной свои отношения. Театр пережил и Великую Отечественную, причем сразу после освобождения Донбасса у нас начался подъем. Здесь было много именитых артистов не только балета, был очень сильный оркестр. После распада Советского Союза наблюдался небольшой упадок, многие артисты уезжали за границу. В нулевых начался очередной подъем, но в 2014-м снова война... Однако мы, как видите, адаптировались.
Репетиции "Войны и мира" действительно шли под обстрелами, у нас все фасады посечены осколками. Бывало, не могли приехать в театр из-за обстрелов... То есть война, как ни крути, сказывается на нашей работе. И на эмоциях на сцене. В спектакле есть два сражения - Аустерлиц и Бородино, и это одни из самых для нас чувствительных моментов...
Подготовил Максим Васюнов