Систему госзакупок переориентируют на предприятия страны

В весеннюю сессию Госдума приняла целый ряд законодательных поправок, нацеленных на то, чтобы сделать механизм госзакупок более быстрым. Исполнительной власти дали расширенные полномочия, которые позволяют в случае острой необходимости закупать ту или иную продукцию у единственного поставщика. Это вызвано тем, что сегодня поставки из-за рубежа сильно затруднены с точки зрения логистики и сроков. Кроме того, на выездном заседании Совета Госдумы в Калининградской области спикер Вячеслав Володин поручил к осенней сессии подготовить поправки, которые максимально переформатируют систему закупок с точки зрения интересов российского производителя.

- Да, в ряде случаев российские товары могут быть дороже, чем аналогичные китайские, - отметил председатель комитета Госдумы по экономической политике Максим Топилин. - Но если не поддержать российского производителя и не перенаправить денежный поток из бюджета в адрес российских производителей, то они лишатся возможности развиваться. Предприятия уже сделали ряд шагов, чтобы изготовлять необходимую нам продукцию, и сегодня они должны быть обеспечены гарантированным сбытом в течение года-двух, чтобы отладить производственный процесс. А когда это будет сделано, изделия станут дешевле.

Одной из ключевых поправок в Федеральный закон N 44-ФЗ станет предоставление регионам возможности централизованно закупать через специально созданное акционерное общество или государственное унитарное предприятие лекарства, медицинские изделия, оборудование у единственного поставщика. Практика пандемии показала, что чрезвычайно важно иметь запасы лекарств, оборудования и материалов, позволяющие быстро распределять их по тем больницам и поликлиникам, где в них существует наибольшая нужда. Централизованная схема, когда регион закупает гораздо больше лекарств для гораздо большего количества пользователей, позволяет экономить бюджетные средства и оперативно перераспределять медикаменты между больницами.

Эту работу необходимо продолжать, и не только относительно медицинских закупок, настаивают эксперты. Особенно в этом нуждаются арктические регионы, где малому и среднему бизнесу приходится существовать в совершенно иных экономических условиях. Здесь особенно важно качество закупаемых товаров и услуг, а не их дешевизна, подчеркивают представители бизнеса. Поэтому потенциальных участников закупок для крупных инвестпроектов здесь в разы меньше, чем на "большой земле". Например, суровый климат приносит много сложностей перевозчикам, доставляющим людей и грузы. Сроки речных и морских навигаций не совпадают, расстояния огромны, а сам груз в пути вынужден преодолевать две-три перевалки. Все это увеличивает его стоимость на десятки процентов.

- Сегодня закон N 44-ФЗ не содержит норм, позволяющих учитывать эти факторы, - отмечает директор Центра закупок Якутии Алена Неустроева. - Кроме того, нет возможности заключать контракты путем "простых" закупок, результаты которых позволяли бы арктическим территориям ускоренно развиваться. Предложения по совершенствованию Закона с учетом региональных особенностей субъектов РФ мы выдвигаем уже не первый год.

Закупочные процедуры действительно необходимо переориентировать на российских производителей. Но при этом очень важно соблюдать одно условие: заказы должны доставаться не только "кругу приближенных" в лице крупного бизнеса, но и мелким и средним региональным производствам, убежден Иван Щукин, генеральный директор производственно-монтажной компании "Северная" в городе Мончегорске Мурманской области. При корректировке процедуры закупок необходимо учитывать контекст развития региональной экономики. Например, большая часть заказов на изготовление металлоконструкций в рамках крупных инвестпроектов Заполярья достается уральским компаниям. Понимая, что логистическое плечо в этом случае съест весь доход, уральцы в качестве генподрядчиков нанимают мурманские предприятия за минимальную цену. При этом генподрядчик, который и до этого выиграл конкурс при помощи откровенного демпинга, "откусывает" от него дополнительно свои 10-15 процентов. В итоге изрядно похудевший контракт исполняется с недоделками. Однако субподрядчики все равно вынуждены брать такие заказы, чтобы иметь возможность как-то существовать. Но в итоге им приходится годами сидеть на голодном финансовом пайке, не имея возможности развиваться.

Если не поддержать российских производителей, то они лишатся возможности развиваться

Чтобы решить эту проблему, необходимо налаживать взаимодействие властей и производителей в регионах, сформировать "пул" региональных предприятий, способных выполнять необходимые заказы, создать региональную программу их развития. Важен главный принцип: заказы в регионах должны доставаться в первую очередь местным компаниям - конечно, при условии их достаточной квалификации. Подобный институт развития промышленности должен действовать в каждом регионе. Необходимо уйти от ситуации, когда на каждый госзаказ в СЗФО "наваливается" куча претендентов, разбросанных от Белгорода до Дальнего Востока. Помимо этого, победившие в конкурсах компании должны получать часть денег от государства авансом.

Мнение

Иван Щукин, генеральный директор производственно-монтажной компании "Северная":

- Сегодня государственные проекты в рамках Федерального закона N 44-ФЗ реализуются так: строительная компания строит объект - например, физкультурно-оздоровительный комплекс - но свои и кредитные средства и оплату получает уже после того, как объект сдан. Естественно, при этом в стоимость проекта закладываются проценты по банковским кредитам. Они весьма немаленькие, если учитывать, что базовая ставка Центробанка поднята до 12 процентов. В итоге стоимость проекта серьезно увеличивается. Чтобы этого не допустить, необходимо, чтобы как минимум половина стоимости контракта выплачивалась подрядчику авансом - без этой "подушки безопасности" компаниям обойтись очень трудно. Например, мы работаем с нашими коммерческими партнерами на условиях 70-процентного авансирования, и это ни у кого не вызывает вопросов.