Можно было бы предположить, что разница в 41 рубль - половина того самого демпфера. Но получается полная бессмыслица. А значит, эта причина была далеко не единственная. Из других видимых могу отметить еще две.
Во-первых, в августе ежегодно на профилактику останавливаются некоторые нефтеперерабатывающие заводы, что всегда приводило к небольшому сезонному дефициту в отдельных регионах. Но в этом году он на юге России ощущается значительно сильнее.
Во-вторых, государство в последнее десятилетие в условной конкурентной борьбе между железнодорожным и автомобильным транспортом оказывалось на стороне ЖД. Были приняты многочисленные административные ограничения работы автоперевозчиков (введение тахографов, "Платона", борьба с перегрузом). Сегодня же транспортные цепочки удлинились, в том числе из-за санкций, нам приходится возить на большие расстояния, но существенно нарастить ЖД-перевозки в короткие сроки невозможно. У железных дорог есть своя пропускная способность, и поезда ходят по расписанию. А компенсировать автоперевозками возросший спрос очень проблематично. В отрасли не хватает 60 тысяч водителей грузовиков - это официальные данные. Автотранспортные предприятия жалуются, что машин у них больше, чем сотрудников.
Сложившаяся ситуация вызывает определенные проблемы как с завозом грузов (в том числе горючего), так и с доставкой зерна с востока Ставропольского края к морским портам - на экспорт. Подорожание ГСМ еще больше усугубило эту проблему.
Все причины сошлись в одной точке в одно время, и на рынке произошел "идеальный шторм", который привел к значительно большему, чем ожидалось, росту цен на ГСМ. Необходимо отметить, что чиновники, принимающие решения, выбрали для сокращения демпфера самый неудачный момент. Ведь еще не завершена уборка сельскохозяйственных культур, и начинается сев озимых. В этих условиях рост стоимости ГСМ на 50-70 процентов приводит к огромным рискам для продовольственной безопасности нашей страны в следующем году.
Ситуация для аграриев усугубилась тем, что 21 июля Минсельхоз РФ объявил о приостановке рассмотрения заявок на льготное кредитование под посевную кампанию, за счет которого фермеры и покупали топливо. В августе надежды на его возобновление не оправдались, а теперь денег на дизель нужно в 1,5-1,7 раза больше.
Не думаю, что сельхозпредприятия в итоге не смогут посеять, но им придется занимать деньги на кабальных условиях, при которых себестоимость продуктов значительно вырастет. Возникает вопрос, зачем было менять правила игры на топливном рынке именно с 1 сентября? То же решение, принятое в ноябре или декабре, было бы не так заметно, поскольку на рынке, как обычно, скопился бы избыток топлива.
Можно отметить, что доля ГСМ в структуре себестоимости аграрной продукции (растениеводства) составляет 20-30 процентов. И сейчас, если существующая цена на дизтопливо сохранится, стоимость всей сельхозпродукции к весне 2024 года вырастет минимум на 10-15 процентов только по этой причине.
Ситуация настолько серьезна, что последствия для экономики нашей страны даже трудно оценить. Рост цен на топливо неизбежно приведет к разгону инфляции. К тому же удаленность разных регионов друг от друга добавляет в стоимость ГСМ затраты на доставку топлива и логистику.
Обычно государство применяет множество административных мер, чтобы подобных ситуаций не возникало. Но то, что сейчас произошло, говорит о неэффективности в данный момент этих механизмов. Например, антимонопольный орган, к которому обратилось правительство Ставрополья по вопросу роста цен и дефицита ГСМ, ответил, что он может осуществлять контроль за ценообразованием только в том случае, если цена изменяется в отсутствие объективных причин, в результате заключенного участниками рынка антиконкурентного решения или если участник рынка занимает доминирующее положение.
В результате резкого роста цен на топливо экономика страны получит мощнейший удар, вырастет инфляция. И за все это, конечно, своим кошельком заплатит прежде всего население. Чтобы остановить подобные последствия, в первую очередь должны действовать антимонопольные службы.
Но в последние годы они часто ссылаются на так называемый рынок: мол, цена на бирже сформирована с помощью конкурентного механизма. Однако разве такого ответа ждешь, когда неконтролируемым ростом цен создается угроза уровню жизни людей?
На сегодняшний день, по мнению большинства руководителей сельскохозяйственных предприятий, биржевые котировки на ГСМ в нынешнем виде служат исключительно для обоснования завышенных цен на горюче-смазочные материалы. Но видимость рыночного ценообразования позволяет бездействовать контролирующим органам. Хочется задать риторический вопрос: нормальна ли ситуация, когда топливо на внутреннем российском рынке продается по ценам, способным конкурировать с поставками за рубеж?