Как компании борются с дефицитом кадров

Хлебозаводы до конца года могут повысить отпускные цены на хлеб на семь-десять процентов, сообщили в Национальном союзе хлебопечения. Одна из причин - рост заработных плат сотрудников из-за нехватки персонала. Ранее одна из птицефабрик Ленобласти сообщала, что увеличивает сроки поставки продукции из-за нехватки персонала. Корреспондент "РГ" решил выяснить у экспертов, как кризис на рынке труда отражается на кошельках покупателей.

Среди причин кризиса кадров эксперты традиционно называют последствия демографической ямы 90-х, а также миграцию специалистов, вызванную конкурентоспособностью зарплатных предложений и условий работы в других странах мира. В результате обострившаяся конкуренция среди компаний за сотрудников внутри страны вынуждает бизнес повышать зарплаты.

- Сложнее всего сейчас тем, кто всегда делал ставку на дешевую рабочую силу. Дешевой рабочей силы больше в принципе нет, персонал требует больших инвестиций - как временных, так и финансовых. Компании вынуждены были скачкообразно поднять зарплаты. Некоторые готовы в моменте платить практически любые деньги, чтобы не встали процессы. Они ломают рынок труда, но в долгосрочной перспективе им будет сложно выдерживать конкуренцию, - поясняет Артем Киреев, генеральный директор компании Welldone.

Впрочем, очевидно даже не экономисту, что вслед за зарплатами растут и цены, и из этого порочного круга нужно как-то выбираться. Логичный способ - повышение производительности труда, внедрение новых технологий и инструментов. Среди них - целенаправленная и долгая (то есть начавшаяся не в этом году) работа с кадрами, использование таких инструментов, как переподготовка, институт наставничества, движение в сторону более плоских структур, грейдирование (гармонизация окладов работников), работа с корпоративной культурой (в частности, развитие в исполнителях предпринимательского мышления), перечисляет Снежана Черногорцева, заместитель гендиректора по маркетингу и продажам АО "Валента Фарм".

В некоторых сферах экономики рост цен происходит и потому, что они переживают стадию "выхода из тени", "обеления", одна из задач которого - также удержание персонала. И в такой ситуации важны понимание и поддержка заказчика, потому что репутационные риски от сотрудничества с недобросовестными подрядчиками могут оказаться значительно существеннее, нежели экономия, поясняет Елена Маркевич, генеральный директор Ассоциации клининговых и фасилити- операторов. Однако для многих предприятий увеличение цен вошло в печальную привычку и не является сигналом для того, чтобы сделать выводы и реорганизовать свою деятельность.

- Самое печальное, что увеличение цены не гарантирует улучшения качества, а дает возможность предприятию просто выжить и продолжать функционировать, - резюмирует Руслан Рысаев, коммерческий директор M-Glass.

В некоторых отраслях экономики, например в легкой промышленности, предприятия пока туже затягивают пояса, увеличивая расходы на персонал.

- Нам удается сдерживать цены на конечный продукт уже на протяжении полугода. Но с учетом текущих тенденций прекрасно понимаем, что сможем это делать не дольше, чем до конца текущего года. Дальше мы просто начнем работать в убыток, что для нашего небольшого производства не представляется возможным, - поясняет Валерий Чуриков, директор по развитию Booomerangs.

Есть еще один важный момент: любая массовая ротация кадров - занятие не из дешевых. Особенно когда речь идет о дефицитных работниках. Почему? Поясняет Ольга Тонких, директор Ventra Industrial:

- Высокая конкуренция. У специалистов среднего звена по нескольку предложений на руках, и они выбирают те, где зарплата выше. Стоимость рекламы для привлечения таких специалистов растет. Работные сайты, доски объявлений и другие ресурсы по привлечению массового персонала поднимают цены. После размещения рекламы необходимо обработать огромную "воронку" кандидатов, и на это требуются ресурсы компании-работодателя.

Дешевой рабочей силы больше в принципе нет, персонал требует больших инвестиций

Чтобы успевать привлекать и нанимать людей в таких условиях, необходимы автоматизированные системы обработки откликов и, как правило, подключение внешних ресурсов - агентств и платформ по предоставлению персонала. Но даже если предприятие использует все необходимые инструменты, не жалеет денег на привлечение и обеспечивает скорость обработки входящих звонков от кандидатов, все это может быть напрасно, если отношение к кандидатам не будет уважительным и "сервисным". Таким образом, сегодня почти всем субъектам экономики приходится решать непростые кадровые проблемы. Одни надеются на ИИ, другие - на авось, но побеждают те, кто рассчитывает только на свои силы.