Нередко приходится слышать, что креативные индустрии - это плод "зажравшегося золотого миллиарда" нескольких западных стран, которые переложили бремя производства на бедные государства, а сами теперь валяют дурака и делают деньги из воздуха. На самом деле это не так. Постиндустриальная экономика - это действительно не совсем про производство, а скорее про идеи. Именно идеи сегодня имеют самую большую рыночную ценность. Произвести кроссовки можно на заводе, построенном практически в любой части света. А вот сделать так, чтобы эти кроссовки хотел купить весь мир, - задача куда более сложная. Большие капиталы сегодня концентрируются в руках тех игроков, кто формирует концепции и смыслы. Капитализация Apple, например, при всей неоднозначности бренда приближается к трем триллионам долларов. И Россия, если хочет оставаться современной экономикой, должна стать частью этого креативного процесса. Тем более что наша страна всегда была одной из ведущих мировых держав, определяющих культурный и интеллектуальный мир. Только за последние два века - Толстой и Достоевский, Серебряный век, русский авангард в живописи, литературе и музыке и так далее. И даже СССР с его тотальным переосмыслением государства - это концепция, которая была подхвачена как минимум половиной человечества и коренным образом повлияла на современный мир.
- О креативных индустриях задумываются, когда исчерпан привычный запас инструментов, и во всех странах это был поиск новых точек роста экономики. Сегодня с приходом интернета привычные нам рельсы индустриализации больше не работают, - говорит гендиректор Федерации креативных индустрий Игорь Намаконов. - Мы видим, какие деньги зарабатывают непроизводственные корпорации, как люди целиком и полностью ушли в "цифру". Экономика уже изменилась. И это только начало.
Точки притяжения креативной индустрии сами создают "магниты", на основе которых рождаются новые "экосистемы". Пример - Калининград. Еще несколько лет назад никто представить себе не мог, что там появится какое-то крупное ИТ-сообщество. Однако вот уже третий год в городе проходит фестиваль игровой индустрии Playport Fest, и в этом году он собрал уже более двух тысяч участников, рассказал Игорь Намаконов.
- Или взять бренд одежды "Береги" с Камчатки. Это совершенно новое понимание, как в XXI веке можно работать в регионах. Компания шьет одежду, но основатели придумали уникальную концепцию, они положили в основу своего бренда экологичность, концепцию глубокой благодарности природе и желание ей помочь. Эта, если угодно, миссия запала в душу тысячам их клиентов. Людям так понравился подход, что благодаря одному этому бренду Камчатка стала своего рода идеологом бережного, эмпатичного отношения к родной природе.
Ростов-на-Дону имеет все шансы стать одним из главных креативных центров страны, уверена гендиректор Ростовского муниципального фонда поддержки предпринимательства Евгения Благинина.
- Ростов - это старинный многонациональный купеческий город. Здесь много веков мирно вместе живут русские, украинцы, армяне, греки, евреи, многочисленные народы Кавказа. Настоящий плавильный котел, где активно развиваются ремесла, огромное разнообразие ресторанов и других гастрономических яркостей, обилие талантливых художников, дизайнеров. Это питательный субстрат для креативных индустрий, - отмечает эксперт.
Ростовский муниципальный фонд поддержки предпринимательства и оператор программы - Торгово-промышленная палата Ростовской области вели прием заявок в акселератор. Из 114 обращений отобрали 91 лучший проект. 44 процента прошедших отбор - это руководители или представители микро- и малого бизнеса, имеющие опыт работы от года до трех лет. 26 человек - самозанятые со своими бизнес-идеями и еще 25 человек - студенты, у которых пока тоже есть лишь идеи.
- 24 процента проектов - это уже реальное производство. Из них половина - выпуск мужской, женской и детской одежды, - рассказала глава фонда. - На втором месте - информационные технологии: разработка программного обеспечения, видеоигры, приложения и так далее. И завершает тройку самых популярных сфер бизнеса гастрономия.
Сегодня в городе уже есть примеры успешной коллаборации креатива и промышленности. К примеру, ростовская ИT-компания предложила уникальное решение для металлургии, а при строительстве нового жилого микрорайона Левенцовский застройщик обратился к художнику, чтобы тот расписал фасады новостроек в своем стиле. Что, кстати сказать, в итоге сильно подогрело интерес покупателей. Поселиться в доме, расписанном местным художником, оказалось для многих ростовчан интересным предложением.
- Наш город - бурлящий, невероятно творческий и креативный. Каждый год за поддержкой в центр обращаются четыре-пять тысяч предпринимателей, и почти треть из них - те, кто начинает бизнес в креативной индустрии и производстве, - отмечает Благинина. - Мы видим, что талант и творческая составляющая у ростовчан в избытке. Но как часто нам не хватает знаний об "упаковке" и продвижении, о стратегии работы с интеллектуальной собственностью и авторским правом! Это именно то, чем готовы помочь эксперты Фонда креативных индустрий. Поэтому мы в ростовском акселераторе решили объединить его с производственной отраслью.
Первый этап курса будет образовательный. Лекции, курсы, онлайн- и офлайн-встречи с профессионалами по всем смежным отраслям. Потом - работа с предпринимателями, которые уже реализовали себя в подобном деле, отмечает глава фонда. А в финале им предстоит презентация проекта перед инвесторами и экспертами. В итоге будет выбрано пять лучших проектов, которые получат необходимое содействие в реализации и масштабировании.
Примечательно, что в креативных проектах немало предпринимательниц. Например, маркетплейс (сайт и мобильное приложение) для поставщиков экологических материалов.
- Идея пришла на фестивале "Экомодно", посвященном экологичной моде, дизайну и разумному потреблению. Общаясь с участниками на этапе подготовки фестиваля, мы выяснили, что в России большая проблема "соединения" поставщиков экоматериалов между собой, а также выхода на целевую аудиторию, - рассказала "РГ" основательница проекта Анастасия Еременко. - Несмотря на возможности интернета, найти нормальных поставщиков иногда такая проблема, что многим приходится обращаться в Китай, Турцию или страны СНГ, чтобы найти нужные материалы.
В прошлом году Анастасия в партнерстве со студентами Ростовского государственного экономического университета за два месяца создала пилотный вариант сервиса, объединивший информацию о поставщиках, производителях и дизайнерах в сфере экомоды. И пусть сервис пока еще не завершен, но свою функцию он уже выполняет.
Стоит добавить, что донской регион уже много лет считается одним из лидеров России в поддержке инновационных и ИТ-проектов. В конце августа завершился уже 17-й набор в стартап-акселератор "Южный ИТ-парк", созданный в 2014 году по инициативе правительства Ростовской области. За это время авторы 350 проектов прошли бесплатное обучение, а общая сумма привлеченных ими инвестиций на текущий момент превысила 200 миллионов рублей.