Ильдар Абдразаков: Опера - одно из чудес света, которое хочется постигать всю жизнь

В понедельник, 25 сентября, в Санкт-Петербурге стартует именной международный фестиваль Ильдара Абдразакова - самого знаменитого ныне российского оперного певца в мире, чей уникальный талант уже дважды был отмечен премией "Грэмми", а его голос признан лучшим басом планеты. Накануне события в эксклюзивном интервью "РГ" Ильдар Абдразаков рассказал о своем фестивале, творческих планах на новый сезон и личных ценностях.
Ильдар Абдразаков в опере "Итальянка в Алжире" на сцене Мариинского театра.
Ильдар Абдразаков в опере "Итальянка в Алжире" на сцене Мариинского театра. / Наташа Разина / © Мариинский театр

Фестиваль открывается в Мариинском театре гала-концертом, главным гостем которого станет всемирно известный мексиканский тенор Рамон Варгас.

Ильдар Абдразаков: Да, пригласить Рамона Варгаса было моим продуманным решением. Благо, он в это время оказался свободен и согласился приехать. Хотя сейчас летать совсем непросто, а он прилетит из Мексики, сменив несколько самолетов... Рамон - это человек, с которым я пел всех своих Мефистофелей, он всегда был моим верным Фаустом в операх Гуно или Бойто. Да и в операх Верди мы нередко пели вместе. Там, где Рамон почему-то всегда для меня есть какая-то удача, какое-то счастье. И сейчас, когда хочется больше счастья и положительных эмоций, я решил пригласить именно Рамона. К тому же, я знаю, их прекрасные отношения с маэстро Гергиевым, и очень рад, что он вновь приедет в Россию.

А открытие фестиваля в канун собственного дня рождения - тоже продуманное решение?

Ильдар Абдразаков: Так получилось не специально. Правда, много раз свои дни рождения я праздновал в театрах на гастролях. Только в Метрополитен я праздновал, наверное, лет пятнадцать. А однажды у меня был особый случай, который я никогда не забуду. В свой день рождения я пел премьеру "Дон Жуана" в Вашингтонской опере. Последним на финальные поклоны вышел дирижер и через мгновение жестом попросил у зала тишины. Все замолчали. А он объявляет: "Сегодня у нашего Дон Жуана день рождения" и вытащил меня вперед на авансцену. Весь зал Вашингтонской оперы вместе с хором, оркестром начал петь и играть "HappyBirthdaytoyou". Я стоял в абсолютном шоке А в этот день была еще и прямая трансляция по телевидению...

День рождения - радостный праздник?

Ильдар Абдразаков: В плане возраста? Я не ощущаю возраст как проблему. Разве что только в тот момент, когда дома встаю на весы, которые показывают не только вес, но как бы анализируют структуру всего тела, и рассчитывает по определенной математической формуле на сколько лет чувствует себя твой организм. Сегодня по этим данным выходит мне 48 лет. Хотя мне еще 46. Но это по данным, а внутренне я себя чувствую на 35. Я ощущал себя на 35, даже когда мне было 25. Я как-то в этом возрасте для себя пока психологически остановился: вроде бы еще и не старый, но уже и не молодой, уверенно на ногах стою.

Фото: Наташа Разина / © Мариинский театр

А Шестой фестиваль - это, по сути, дубль шесть уже известного проекта или это какая-то другая история?

Ильдар Абдразаков: Это новая история, продолжающая и развивающая фестиваль. В этом году мы, естественно, посвящаем фестиваль Федору Ивановичу Шаляпину. Я пригласил во все концерты моих друзей - коллег-басов, с которыми часто выступаю вместе, у нас было и есть много совместных постановок. И нам комфортно не только на сцене и за кулисами, но и в жизни. Мы можем и спеть что-то вместе, и повеселиться, подшутить друг над другом. Наша дружная команда - это солист "Геликона" Алексей Тихомиров и солист Мариинского театра Станислав Трофимов.

Три баса-мушкетера...

Ильдар Абдразаков: Да. А в качестве, можно сказать, д"Артаньяна я позвал тенора - солиста Мариинского театра Кирилла Белова. Еще к нам обязательно присоединятся те, кто успешнее остальных участвовали в моих мастер-классах. Образовательная программа фестиваля вызывает не меньший интерес, чем концертная. В этом году фестивальная логистика сложилась таким образом, что занятия с молодыми певцами стали прелюдией к фестивалю и прошли в Петербурге. Кстати, с очень многими из тех, кто участвовал в мастер-классах прошлых фестивалей, я остаюсь на связи. Слежу за их дальнейшим вокальным развитием, успехами. Ребята продолжают присылать свои записи, задавать вопросы. Некоторые пишут, что после вашего мастер-класса в таком-то году я по-другому стал думать, и моя жизнь в профессии изменилась, пошла вперед, наверх. И я считаю, это одной из самых главных задач и, быть может, достижений моего фестиваля. А в этом году по результатам мастер-классов к нам в фестивальном туре присоединятся сопрано Вероника Хорошева и меццо-сопрано Кристина Попова.

А какова география фестиваля в этом году?

Ильдар Абдразаков: В этом году, можно сказать, мы делаем северный фестиваль вокруг Санкт-Петербурга, где начинаем гала-концертом в Мариинском театре. А далее отправимся по маршруту: Архангельск - Мурманск - Петрозаводск, а еще Самара и Казань. Очень плотный, насыщенный график: шесть концертов за десять дней.

Опера - одно из чудес света, которое хочется постигать всю жизнь

Нынешний сезон вы начали с королевских особ: сначала был Филипп в "Дон Карлосе" на сцене Мариинского театра, затем уже второе в вашей биографии открытие сезона Большого театра: в 2000-м это был "Дон Карлос", а в этом году "Борис Годунов". "Царская ставка" сыграла неслучайно?

Ильдар Абдразаков: Это одни из самых любимых моих партий. И не потому что роли царские, а из-за того, что они требуют не только вокального мастерства, но и абсолютной эмоциональной, актерской отдачи. Мариинский театр - это мой родной дом, но и я очень ценю, что Большой театр постоянно меня приглашает. Я был очень счастлив вновь открывать сезон Большого театра, выступать в этой гениальной исторической постановке "Бориса" Леонида Баратова, которая, уникальный случай, сохранена с 1948 года. Потрясающе и не только то, что видит публика, находясь в зале, но и то, что ты испытываешь, находясь внутри этого уникального спектакля. К сожалению, не стало моего любимого Шуйского Максима Пастера. Именно Макс был Шуйским, наверное, в 90 процентах моих спектаклей по всему миру. Всегда, когда кто-то поет Шуйского, я вижу, думаю, а как бы это сделал Макс. А ему ничего и играть не надо было; он голосом, внешностью, взглядом был изумительным Шуйским. Светлая память.

В прошлом году также "Борисом Годуновым" вы открывали сезон в миланском "Ла Скала" - это сравнимые эмоции?

Ильдар Абдразаков: Открытие сезона "Ла Скала" - это всегда новая и главная постановка, куда приглашаются самые лучшие дирижеры, режиссеры и певцы, а премьеру предваряют два месяца репетиций. И ажиотаж, интерес возникает планетарного масштаба. А эта постановка - не премьера Большого театра, я прежде ее уже пел. И, быть может, поэтому не ощущается подобного праздника. Но на втором спектакле я испытал уникальное ощущение, как будто я не в театре вовсе. Я настолько отстранился от театра. Было ощущение абсолютного погружения в музыку и действие, особенно в сцене Монолога. Будто я даже куда-то улетел. Я не знаю, как это точно сформулировать. Такое крайне редко бывает.

С чем связано, что в последнее время вы отменили сразу несколько своих европейских контрактов?

Ильдар Абдразаков: С тем, что у меня дети растут, я нужен семье…Сидишь вдали от дома на какой-нибудь очередной постановке, а дети каждый день по телефону говорят: "Папа, мы тебя очень ждем. Папа, когда ты приедешь?". У меня душа, сердце разрываются. Не хочу, чтобы мои дети росли без отца. Поэтому в данный момент я предпочитаю проводить больше времени с семьей и работать в России, но периодически, конечно, выступать и за границей. Но не хочу сегодня я из дома уезжать надолго.

Фото: Наташа Разина / © Мариинский театр

Но все же и мировому оперному искусству вы тоже нужны…

Ильдар Абдразаков: Мне поклонники из разных стран постоянно пишут и спрашивают: "Когда вы к нам приедете? Мы вас очень ждем". Скоро! В ноябре буду в Опере Монте-Карло петь Филиппа в "Дон Карлосе" Верди. После этого будет "Итальянка в Алжире" Россини с Чечилией Бартоли в Цюрихе. Впервые с сольным концертом меня пригласили в Японию. Также я недавно получил приглашение от Риккардо Мути участвовать в концерте, посвященном Верди, который пройдет в Равенне. Будет и еще несколько концертов в Европе. Реквием Веди с Антонио Паппано будет в Риме (Италию я очень люблю) и в Монако с Даниэлем Баренбоймом, с которым, как ни парадоксально, я никогда в жизни не работал. Может быть, потому что я еще ни разу не пел в Берлинской государственной опере. Хотя мы знакомы с маэстро и в прекрасных отношениях. Кстати, очень жаль, но я до сих пор никогда не пел и с Зубином Метой…

Новые партии, роли планируются?

Ильдар Абдразаков: В мае в Парижской опере дебютирую в титульной партии в "Дон Кихоте" Массне. Потом в июне первый раз исполню Захарию в "Набукко" Верди на сцене Венской государственной оперы. Да, и только что подтвердили сольный концерт в "Ла Скала" в следующем сезоне. Вместе со своей пианисткой Мзией Бахтуридзе буду готовить новую камерную программу. Так что работы полно. Сейчас ведутся переговоры на 2026/27 года.

А каким будет ваш сольный концерт в Москве 8 октября на неожиданной площадке - в "Крокусе"?

Ильдар Абдразаков: Большим в двух отделениях, с хором и оркестром. За дирижерским пультом - мой друг Юрий Башмет. В программе всеми любимые русские романсы - городские и классические.

Фото: Наташа Разина / © Мариинский театр

Это заигрывание с массовой аудиторией?

Ильдар Абдразаков: Просто раскрытие рамок. Есть разные слушатели. И некоторым, я считаю, можно и нужно помочь прийти в оперу с помощью подобных легких вечеров. А не начинать с ними диалог сразу с Шостаковича, Мусоргского, Вагнера или даже Верди и Чайковского.

Вот, к примеру, в этом году было и еще будет много самых разных проектов, посвященных Шаляпину. Можно спорить об их художественных достоинствах и недостатках. Но главное в том, что они сделали как никогда популярным имя Федора Ивановича Шаляпина.Если прежде некоторые люди полагали, что Шаляпин только Прохор, то теперь, наконец, узнали, что оказывается Шаляпин-то настоящий, это Федор Иванович, который был великим басом, и заинтересовались его творчеством и судьбой.

Вы уже удивляли публику своим участием в телепроектах "Маска" и других подобных... На какие творческие эксперименты Вы еще готовы?

Ильдар Абдразаков: Хэви-метал, рок, рэп? Не знаю, надо подумать…

А что самое важное, интересное для вас в работе сегодня?

Ильдар Абдразаков: Мне бы хотелось, для меня важно, чтобы новые постановки, которые будут впереди, были не просто очередными контрактами, а чем-то мощным и неординарным. Такими же интересными, какие были в моей жизни, например, "Мефистофель" Бойто, сделанный Робертом Карсеном, или постановка Робера Лепажа "Осуждение Фауста" Берлиоза и "Князя Игоря" Мити Чернякова. Очень люблю я и потрясающие постановки Давиде Ливерморе. Не хочу уже тратить время и силы на скучные, рутинные спектакли, которых, увы, большинство повсюду. А ведь опера по своей глубинной сути одно из чудес Света, которое хочется постигать всю жизнь.