Соглашение подписали заместитель министра экономического развития РФ Дмитрий Вахруков, губернатор Приморья Олег Кожемяко, председатель наблюдательного совета Фонда содействия возрождению традиций милосердия и благотворительности "Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество" (ЕСПО) Анна Громова.
Просветительский "Императорский маршрут", созданный по инициативе ЕСПО, охватывает места памяти представителей царской семьи, места их пребывания, официальных визитов, путешествий по России и зарубежным странам, знакомит с разными сторонами жизни и воспитания императорской фамилии.
"Соглашение поможет в научном консультировании. Мы создаем систему сертификации экскурсоводов, чтобы материал, который подается по теме 300-летней истории императорской России, был объективен", - считает глава Фонда ЕСПО Анна Громова.
Реализация проекта началась в 100-летие мученической кончины царской семьи, погибшей от рук большевиков в 1918-1919 годах.
В городах, где проходит "Императорский маршрут", вместе с региональными музейными объединениями ЕСПО создал более 10 музеев. Они находятся в Сибири, на Урале, в Москве и Московской области. Особенно посещаемы музеи семьи Николая II в Тобольске, где с 2018 года побывало более 440 тысяч человек, и "Напольная школа" в Алапаевске, которую в прошлом году посетило 3000 школьников, музейный кластер в Подмосковье на территории бывшего императорского имения "Ильинское-Усово". В этом году 2500 детей из 21 региона страны посетят Московскую область, Пермь, Екатеринбург.
Владивосток помнит визит сына императора Александра II - великого князя Алексея Александровича: одна из центральных улиц называется Светланской в честь одноименного судна, на котором прибыл представитель императорской фамилии. В 1891 году город посетил цесаревич Николай Александрович. На перекрестке Светланской и Прудовой улиц стоят Триумфальные ворота, построенные в византийско-русском стиле, через которые ступил на владивостокскую землю будущий царь России.
В здании железнодорожного вокзала Владивостока установлена мемориальная доска с барельефом императора Николая II, памятник царю-мученику у Покровского кафедрального собора. В мае 1891 года, после возвращения из кругосветного путешествия цесаревич Николай Александрович присутствовал при установке сухого дока и закладках памятника адмиралу Геннадию Невельскому, железнодорожного вокзала и последнего участка Транссибирской железнодорожной магистрали, которая пересекает и сейчас центральную часть города.
Николай Александрович также собственноручно положил серебряную доску и залил ее цементом. Сухой док был открыт 7 октября 1897 года и существует по сей день.
Восточное путешествие цесаревича Николая было призвано обозначить новый геополитический разворот на Восток. Император Александр III хотел показать цивилизованному миру, что такое Восток для России и что такое Россия как часть Востока, задуматься - с кем и куда мы идем?
Также во Владивостоке есть набережная Цесаревича, где любят гулять жители города, она открылась к 125-летию Дальзавода - одного из старейших предприятий города, при закладке которого присутствовал будущий император Николай II.
С набережной открывается захватывающий вид на Золотой мост и корабли в бухте Золотой Рог, где разгружаются теперь товары из Китая.
Во Владивостоке наследника престола ждало важнейшее поручение отца, в связи с закладкой Великой сибирской железной дороги. Именной рескрипт, подписанный императором, гласил: "Повелеваю ныне приступить к постройке сплошной через всю Сибирь железной дороги, имеющей соединить обильные дары природы сибирских областей с сетью внутренних рельсовых сообщений...."
19 мая 1891 года состоялась закладка Уссурийского участка железной дороги. В 10 часов утра, после молебна Николай Александрович лично положил в тачку землю и свез ее на полотно строящейся железной дороги, дав начало строительству Транссиба - самой длинной в мире железнодорожной артерии, которая объединила две России - европейскую и тихоокеанскую.
В этот день состоялась также торжественная закладка Владивостокского железнодорожного вокзала. Наследник вложил в специальную каменную нишу серебряную доску и тщательно замуровал ее "на веки вечные". В таком виде владивостокский вокзал рядом с морским существует и поныне.
О строительстве Уссурийской дороги - конечного участка Трансиба, созданного в 1891-1916 годах, об истории железнодорожного дела России жителям Владивостока можно узнать из открывшейся в Пушкинском театре города передвижной стендовой выставки "Развитие железных дорог в России под покровительством императорского Дома Романовых".
"Этот проект готовился в течение полутора лет, - рассказала глава Фонда ЕСПО Анна Громова. - Выставка сжато рассказывает о великом подвиге нашего народа, который был созидателен в единении. Магистраль делилась на семь дорог. Строительство Транссиба было миссионерским проектом в целях освоения Сибири и Дальнего Востока".
Протяженность магистрали составила 8,3 тысячи километров. Это была самая длинная в мире железная дорога. Великий Сибирский путь позволял проехать поездом без паромных переправ от берегов Атлантического океана до Тихого и обеспечивал железнодорожные выходы из Европы к тихоокеанским портам и железнодорожным путям в Азию.
После открытия выставки студенты Дальневосточного федерального университета показали спектакль "Еще раз про любовь" по пьесе Эдварда Радзинского.