Примеры такого сотрудничества уже есть. Один из крупнейших холдингов, входящих в число резидентов АЗРФ, разработал программу по взаимодействию с коренными малочисленными народами Севера (КМНС), рассчитанную на пять лет. Она включает в себя более 40 пунктов общей стоимостью более двух миллиардов рублей. Среди них - строительство клубов, цехов по переработке оленины и рыбы, нового жилья. Коррективы в исполнение программы вносит координационный совет из представителей 60 общин КМНС.
Судя по всему, новый опыт в практику взаимодействия коренных народов и крупного бизнеса внесет Мурманская область, где предполагается осваивать месторождение платиноидов "Федорова тундра" и Колмозерское месторождение лития. Разработчикам платиноидов заполярные оленеводы предложили наладить снабжение рабочих олениной и получили поддержку. Правда, сейчас из-за санкций этот проект приостановлен. Что касается Колмозерского месторождения, то уже начата активная подготовка к его освоению. Строительство карьера и ГОКа сократят площадь оленьих пастбищ и частично нарушат пути миграции оленей, за что местному оленеводческому предприятию предполагается выплатить денежную компенсацию.
Выплата компенсации - это правильный шаг, подчеркивает руководитель территориально-соседской общины коренного малочисленного народа саами "Аххтан" Мурманской области Андрей Дубовцев. Но в этом случае необходимо не просто платить деньги за ущерб, а стремиться к тому, чтобы эти выплаты помогали развивать традиционные промыслы оленеводов. "РГ" уже сообщала о том, что сегодня в регионе осталось всего два крупных оленеводческих хозяйства, которые невозможно считать эффективными. Они не имеют племенного хозяйства и не способны обеспечить даже половинный спрос региона на оленину, в результате чего рестораторам Заполярья приходится закупать оленину даже в Москве.
- Компаниям, готовящимся разрабатывать Колмозерское месторождение, мы намерены предложить участие в ряде проектов, - говорит Андрей Дубовцев. - Речь идет о строительстве цеха глубокой переработки оленьей кожи в селе Ловозере, цеха по переработке крови и фермы по изгородному содержанию оленей, более эффективному, чем сегодняшний вариант их выпаса, когда олени на полгода фактически отпускаются на волю. Еще один проект - это сбор и переработка дикоросов, лов речной и озерной рыбы.
Наиболее крупных инвестиций требует кожевенный цех, на его реализацию необходимо около 305 миллионов рублей. Второй по сложности проект - оленеферма, для которой потребуется около 175 миллионов. Местным оленеводам о таких деньгах не приходится и мечтать, субсидий от государства тоже недостаточно, и участие горнодобывающих компаний позволит закрыть финансовый вопрос. Коренным жителям Заполярья это даст работу и возможность заниматься своими традиционными промыслами, а региону - производство недостающей оленины и продукции из дикоросов, аутентичной саамской одежды и обуви, возможность развивать этнографический туризм. Кроме того, оленеферма позволит задействовать большие площади пастбищ, которые сегодня не используются. Этот проект уже направлен в Корпорацию развития Мурманской области.
Напомним, стандарт был принят в ноябре 2020 года, а в феврале 2021-го утвержден и вступил в силу. Правда, он носит рекомендательный характер, а его доработка продолжается, подчеркнул директор департамента развития АЗРФ при Минвостокразвития Максим Данькин. Тем не менее Минвостокразвития РФ обязалось вести мониторинг его соблюдения и ежегодно публиковать отчеты.
Как показала практика взаимодействия между КМНС и крупным бизнесом, необходима выработка единых правил для работы с местным населением. К примеру, остро стоит вопрос о времени проведения консультаций с коренными народами перед тем, как проект будет запущен, отмечает программный директор Всероссийской конкурсной образовательной программы "Коренные малочисленные народы" Алексей Цыкарев. Когда начинать консультации - до или после получения лицензии? Или, возможно, до начала геологоразведочных работ? Как проводить отбор легальных представителей от КМНС - должны ли включаться члены всероссийских ассоциаций КМНС или же только местные общины? Как обеспечить воплощение в жизнь принципа свободного предварительного осознанного согласия? И, если местные жители не согласны на реализацию проекта, как разрешить конфликт интересов? Пока эти вопросы находятся на стадии обсуждения и сбора необходимой информации. Многое будет зависеть от инициативы самих предприятий, наработки которых власть готова использовать для дополнения и развития стандарта ответственности.