Конечно, заболевание может обостриться и у пассажира, купившего билет в бизнес-класс. Но все же в экономклассе, где более тесные кресла и людям сложно подвигаться и размяться, риск заполучить тромбоз выше.
Мы собрали советы специалистов, как сделать путешествие безопасным.
Для начала надо понять, как возникает тромб. Это сгусток, который формируется из плотных фракций крови, который может перекрыть сосуд или, оторвавшись от сосудистой стенки, "дрейфовать" с током крови куда-нибудь в опасное место: например, к сердцу, мозгу, легким, а это уже смертельная угроза.
Ситуация, в которой оказался Александр Розенбаум, на самом деле не такая уж и редкость. Ежегодно в ЕС регистрируется до 90 тыс. случаев "летного" тромбоза. В аэропорту Токио с 2000 по 2010 год по этой причине пришлось срочно увезти в больницу 1,5 тыс. пассажиров и было зафиксировано 25 внезапных смертей. В Лондонском аэропорту Хитроу из-за тромбоза умирает в среднем один человек в месяц.
"Нахождение в неподвижном состоянии в течение нескольких часов полета, невозможность размять ноги замедляют кровообращение, и в результате возникают кровяные сгустки. Чтобы сформировался тромб, достаточно всего 1,5-2 часов!" - поясняет врач-флеболог, глава Национальной ассоциации флебологов, профессор Евгений Шайдаков.
В самолете добавляются и другие факторы риска. Вы наверняка замечали, что во время полета пересыхают губы и хочется пить - так организм инстинктивно защищается от обезвоживания из-за низкой влажности и повышенной температуры в салоне. А при обезвоживании кровь густеет. Не на пользу кровообращению низкое барометрическое давление и его перепады во время взлета и посадки. Наконец, усугубляет ситуацию и сам пассажир - если, к примеру, сидит, закинув ногу на ногу, пережимая сосуды. Также увеличивают риски алкоголь и кофе.
"Есть два основных опасных признака: внезапно сильно опухает нога, чаще стопа и голень, и появляется боль в икре. Иногда развивается только один из этих симптомов. Но бывает, хотя и реже, что заболевание развивается без видимых симптомов - только с легким дискомфортом в ногах", - поясняет профессор Шайдаков.
В зоне высокого риска люди с некоторыми заболеваниями крови, женщины, принимающие гормональные контрацептивы, толстяки, а также люди очень высокого или очень низкого роста. Если действует сразу несколько факторов - риск может возрасти в 50-100 раз, - отмечает флеболог.
Кстати, во время полета не стоит принимать снотворное - это тоже может привести к образованию тромба. Сгусток может оторваться и дойти с кровотоком до легочной артерии. Это затруднит снабжение крови кислородом - возникает легочная эмболия, которая вызывает дисфункцию сердца и может привести к инсульту. Признаки такого состояния: острая боль в груди, затруднения дыхания, кашель, часто с кровью, тахикардия.
Угроза отрыва тромба со всеми вытекающими сохраняется еще примерно четыре недели после полета. "Поэтому при внезапном появлении одышки, сердцебиения, резких болей в ногах, за грудиной, головной боли следует немедленно обратиться к врачу, сообщив о недавнем перелете", - советует доктор Шайдаков.
Постарайтесь бронировать кресла в первом ряду салона, у выходов или перегородки, а также у прохода - там просторнее, можно вытянуть ноги, проще встать и размяться.
Сейчас многие летают в тренировочных костюмах, берут с собой запасные носки, чтобы снять обувь, - и правильно делают. Тесная одежда и обувь некомфортны, стесняют движения и увеличивают риск тромбообразования.
Если перелет долгий - используйте любую возможность походить по проходу и размяться. Сидя в кресле каждые полчаса можно делать простые упражнения, разминаясь: вращать стопами и кистями рук, поднимать и опускать плечи, напрягать и отпускать мышцы ягодиц и бедер.
Перед полетом наденьте компрессионный трикотаж - гольфы, чулки, колготки.
Пейте в полете больше воды, а вот алкоголь и кофе - не надо. Есть тоже нужно поменьше.
Не оставляйте багаж под креслом перед вами - так вы будете иметь больше простора для ног.
Старайтесь не спать в полете более двух часов подряд, чтобы не оставаться долго в неподвижном положении.
Иногда рекомендуют за сутки и перед полетом выпить таблетку аспирина - но все же принимать любые медикаменты лучше только по рекомендации врача. Поэтому, планируя полет, стоит проконсультироваться с флебологом.
"Синдром экономкласса" возникает не только у авиапассажиров, но и у тех, кто в принципе вынужден - или просто любит - проводить много времени в одной позе. Это дальнобойщики, IT-специалисты, сутки напролет не отрывающиеся от компьютера (кстати, ночью работать особенно вредно), и даже просто любители посмотреть телесериал.
Удаленная работа, на которую многие переходили вынужденно во время пандемии, тоже оказалась фактором риска: офисные работники и так двигаются мало, а работая дома, да еще заказывая продукты с доставкой, и вовсе лишают себя активности - и у них растет склонность к тромбозам. Об этом рассказал сердечно-сосудистый хирург, завотделением плановой хирургии Скандинавского центра здоровья Игорь Доронин.
"Удаленная работа и развитие таких сервисов, как доставка продуктов и еды на дом, сводят к нулю физическую активность, и это провоцирует массу заболеваний, в том числе и тромбоз", - пояснил доктор Доронин.
Принято считать, что чаще всего тромбоз развивается у пожилых - после 60 лет, но произойти это может и раньше. Например, у курильщиков - вещества, содержащиеся в табачном дыме, отрицательно влияют на сосуды и на свертываемость крови.
Аккуратнее нужно относиться к себе и беременным - у будущей матери организм готовится к возможной кровопотере во время родов, происходит физиологическое сгущение крови, а также увеличивается давление на вены малого таза плодом, что повышает давление в сосудах ног. "При этом риск развития тромбоза присутствует не только во время беременности, но и до шести недель после рождения ребенка", - предупредил хирург.