Роман Тургенева "Отцы и дети" - не самое популярное среди подростков произведение из школьной программы. У большинства в памяти отложились какие-то разговоры про нигилизм, которые ведут странные люди. Люди из совершенно другого времени, принадлежащие к слою пусть и провинциальной, но тем не менее элиты, проблемы которой чужды большинству даже взрослых читателей романа.
Перед режиссером "Последних дней Базарова" Театра на Спасской Кириллом Заборихиным была поставлена непростая задача: создать спектакль по произведению из школьной программы (таковы условия грантового финансирования), но сделать его при этом интересным современному зрителю.
- Это не высказывание на тему Тургенева. Это история про большую, сильную, разрушительную любовь. Мы взяли именно чувственную линию. Мне представляется, что она одна из самых важных в "Отцах и детях". Такой подход должен откликнуться в душах зрителей, потому что здесь нет идеологического контекста, про который чаще всего говорят в школе, - раскрыл свой замысел постановщик нового спектакля.
Режиссер не скрывает, что он обращался не только к юным зрителям. По его мысли, "Последние дни Базарова" должны побудить людей самого разного возраста вновь перечитать роман Тургенева.
- Одно дело, когда ты читаешь, потому что надо, потому что в списке литературы. Другое дело, когда перечитываешь тот же текст спустя 15 лет, то абсолютно иначе понимаешь этих людей. Появляется возможность сравнить с личным опытом. Даже идеи героев обретают глубину, тогда как в детстве это некая отвлеченная информация, - заметила исполнительница роли аристократки Анны Одинцовой Марианна Узун.
Но если артистка должна была вновь обратиться к "Отцам и детям" хотя бы по должности, то некоторые зрители, выходя из зала, признавались, что обязательно обратятся к этому роману.
- Перед спектаклем я уже нашла аудиокнигу, но не было времени дослушать. Сделаю это обязательно. У меня пока не сложилось цельной картины. Некоторые образы я не поняла, - делится впечатлениями после премьеры одна из зрительниц. Но при этом добавляет, что она культуролог по образованию и, может быть, была излишне сконцентрирована на приемах, которыми творческий коллектив хотел донести до зрителей свои идеи, а не на самом повествовании.
Декорации спектакля и характер изложения далеки от того, что принято считать реализмом. Режиссер решил рассказать историю через воспоминания, которые всплывают в памяти умирающего Евгения Базарова иногда в виде навязчиво повторяющихся обрывков разговоров, иногда через хор голосов, произносящих значимые фразы. Порой автор спектакля просто меняет местами актеров, чтобы наглядно показать причуды человеческой психики, склонной к замещению, когда только в состоянии на грани жизни и смерти через подобные подмены раскрывается истинный смысл действий.
Сложно сказать, насколько зрители смогли разгадать все эти хитросплетения. Но после премьеры актеры и режиссер удостоились "продолжительных аплодисментов, переходящих в овацию". Возможно это клише. Но спектакль, которому суждено было стать иллюстрацией к произведению из школьной программы, действительно вызвал у вятской публики, в том числе тех самых школьников, настоящие эмоции, а кого-то заставил открыть томик Тургенева.