В Музее железных дорог России собрана одна из лучших в мире коллекций железнодорожного транспорта

...Если войти в Гатчинский двор рядом с Балтийским вокзалом, то невольно чувствуешь, как вокруг замирает время. Эти постройки возвели в середине XIX века с чисто утилитарными целями - для хранения товаров, которые отправляли по железной дороге в направлении Гатчины (отсюда и название). Сегодня Гатчинский двор сохранил свою обособленность от шумной набережной Обводного канала и постепенно превращается в место для отдыха и прогулок. В ближайшем будущем автостоянку отсюда перенесут на новое место, а Гатчинский двор превратят в сквер, что особенно ценно в этой части Петербурга, плотно застроенной промышленными объектами.
Владимир Одинцов: Задача нашего музея — сохранение исторического наследия ипрофориентация молодежи.
Владимир Одинцов: Задача нашего музея — сохранение исторического наследия ипрофориентация молодежи. / Святослав Акимов

Но главная ценность этого места еще впереди - в буквальном смысле. В Музее железных дорог России собрана одна из лучших в мире коллекций паровозов, тепловозов, электровозов, вагонов и другой железнодорожной техники, дополненная самыми современными цифровыми сервисами. В этом году Музей железных дорог России - лауреат в номинациях "Лучший корпоративный музей" и "Лучший мультимедийный проект", а также дипломант 2-й степени в номинации "Выставка года" V Национальной премии "Корпоративный музей".

- Основная задача корпоративного музея, как и любого музея вообще - это сохранение исторического наследия, - подчеркивает в разговоре с корреспондентом "РГ" директор Музея железных дорог России Владимир Одинцов. - Но для нас также важна профориентация молодежи, ведь мы таким образом мотивируем сделать выбор своей будущей профессии и связать ее с ОАО "РЖД". Кроме того, создание положительного имиджа компании - это тоже важная задача.

Специально для музея, которому в этом году исполнилось всего шесть лет, было отремонтировано железнодорожное депо постройки XIX века. В нем бережно сохранили место, на котором размещался старинный поворотный круг. С его помощью первые паровозы отправляли на отдых и обслуживание - каждый в свое "стойло". Но сегодня этот поворотный круг с помощью интерактивных технологий превращен в "Стрелки времени". Вращая их, можно ознакомиться с разными периодами развития железнодорожного движения в России и увидеть уникальные вещи. Например, специально для участия Российской империи во Всемирной выставке в Париже было создано поистине эпическое полотно. Художник Павел Пясецкий запечатлел художественную панораму возведения Транссибирской магистрали, путешествуя в специальном вагоне. Работа заняла почти десять лет, а общая длина творения Пясецкого составила без малого километр - 955 метров. Рассмотреть все полотно можно было только постепенно, разматывая большие катушки, на которые оно было намотано. Оригинал сейчас хранится в Эрмитаже на десяти больших бобинах, публике он недоступен. А цифровая копия доступна для просмотра в Музее железных дорог России.

Но главные здесь, конечно же, поезда и все, что с ними связано. Вот, например, есть паровоз-танк. И называется он так не потому, что является боевым оружием, а из-за особенностей конструкции. У этого паровоза нет тендера (специального вагона с запасом топлива), вода и топливо хранятся в танках (емкостях), установленных на самом локомотиве.

Специально для размещения громадной - во всех смыслах - коллекции музея пришлось построить еще одно здание, соединив современный и исторический корпуса стеклянным переходом. Здесь тоже есть поворотный круг, и он действующий. В этом году в Музее железных дорог России впервые проходил крупнейший в Восточной Европе и странах СНГ Международный железнодорожный салон пространства 1520 "PRO//Движение.Экспо". Для проведения мероприятий форума часть экспонатов пришлось временно переместить на выставочную площадку под открытым небом, а на их местах разместить современные образцы.

А еще под открытым небом, к примеру, можно увидеть грозное оружие - уникальный боевой железнодорожный ракетный комплекс (БЖРК). В неактивном состоянии он выглядит как простой рефрижераторный вагон, который мог скрытно и быстро перемещаться по дорогам страны от Калининграда до Владивостока. В НАТО за точность поражения БЖРК прозвали "Скальпелем". Но Владимир Одинцов признается, что с особым чувством относится к паровозу "ОВ". В народе его ласково прозвали "овечкой", и он был совершено безотказным: "Топить можно было хоть сушеной воблой!"

В Музее железных дорог Россиихранятся 123 единицы подвижногосостава, а всего — более 75 тысячэкспонатов. Фото: Святослав Акимов

Еще одна площадка музея пока только ждет преображения. Сейчас на станции Шушары ждут ремонта и реставрации около сотни будущих экспонатов. В будущем к ним тоже будут водить экскурсии - прямо сюда.

Экспозиция пополняется постоянно. Недавно удалось найти и полностью восстановить вагон аптека-перевязочная, который входил в состав санитарного поезда - там местами даже сохранилась кафельная плитка в помещениях, где раненых мыли и обрабатывали раны. А недавно удалось получить первый "Риц-вагон" - в таких ездили за границу советские дипломаты и прочие выездные граждане в 1970-1980-е годы.

Поезда и рельсы - символ движения. И Музей железных дорог тоже путешествует по стране. В пяти городах России - Новосибирске, Иркутске, Челябинске, Омске, Тюмени - уже побывал передвижной выставочный проект "Объединяя Россию: от Царскосельской железной дороги до Великого Сибирского пути", созданный совместно с ГМЗ "Царское Село". Его маршрут повторяет маршрут путешествия будущего императора Николая II в 1891 году: Владивосток - Иркутск - Новосибирск - Челябинск, а экспозиция посвящена 185-летию открытия первой в России Царскосельской железной дороги и 130-летию основания Транссибирской магистрали.

- За шесть лет работы мы провели десяток масштабных выставочных проектов, приняли участие в выставках на площадках других музеев по всей России, "выходили" в открытый город - на Финляндский вокзал, в Петропавловскую крепость и парк Монрепо, - рассказывает первый заместитель директора музея Ольга Корнева. - Среди самых ярких выставок - "Великий Сибирский путь и народы России" к 130-летию с начала строительства Транссибирской магистрали, "Поезда милосердия" к 75-летию Великой Победы, "Поезд N 1" к 90-летию "Красной стрелы" и "Артерии Победы" к 80-летию прорыва блокады Ленинграда и открытия движения по Дороге Победы.

В декабре этого года откроется выставка к 50-летию скоростного поезда ЭР200, а в следующем году посетители музея своими глазами увидят историю БАМа - к 50-летию начала строительства Байкало-Амурской магистрали готовится большой выставочный проект.

Прямая речь

Дмитрий Головкин, заместитель директора Музея железных дорог России:

- В музее активно используются передовые технологии: инсталляции, макеты, пространства виртуальной реальности не оставляют посетителей равнодушными. Но мы стремимся всегда быть в авангарде, поэтому в прошлом году состоялся релиз "Цифровой платформы Музея железных дорог России" - приложения, аналогов которому нет ни в одном музее мира.

В планах музея - поэтапное развитие собственной цифровой экосистемы. В нее войдет приложение, функции которого будут умножаться, сайт и социальные сети. Отдельным направлением работы станет внедрение геймифицированной программы лояльности для посетителей.

Кстати

Памятник министру путей сообщения Российской Империи князю Хилкову на территории Гатчинского двора перед входом в Музей железных дорог России в этом году принимает участие в конкурсе "Золотой Трезини" в номинации "Лучшее произведение искусства в открытом общественном пространстве". Проголосовать можно до 30 октября.

Восемь тысяч человек за ночь

Количество посетителей Музея железных дорог России растет. Со дня открытия музея 30 октября 2017 года количество посетителей уже превысило 1,6 миллиона человек. В акции "Ночь музеев" 2023 года он стал третьим по посещаемости, приняв более восьми тысяч петербуржцев. Дни открытых дорог с уникальным парадом локомотивов в рамках салона "PRO//Движение.Экспо" посетили более 11 тысяч человек. Площадь выставочного комплекса - почти 60 тысяч квадратных метров.