Но главная ценность этого места еще впереди - в буквальном смысле. В Музее железных дорог России собрана одна из лучших в мире коллекций паровозов, тепловозов, электровозов, вагонов и другой железнодорожной техники, дополненная самыми современными цифровыми сервисами. В этом году Музей железных дорог России - лауреат в номинациях "Лучший корпоративный музей" и "Лучший мультимедийный проект", а также дипломант 2-й степени в номинации "Выставка года" V Национальной премии "Корпоративный музей".
- Основная задача корпоративного музея, как и любого музея вообще - это сохранение исторического наследия, - подчеркивает в разговоре с корреспондентом "РГ" директор Музея железных дорог России Владимир Одинцов. - Но для нас также важна профориентация молодежи, ведь мы таким образом мотивируем сделать выбор своей будущей профессии и связать ее с ОАО "РЖД". Кроме того, создание положительного имиджа компании - это тоже важная задача.
Специально для музея, которому в этом году исполнилось всего шесть лет, было отремонтировано железнодорожное депо постройки XIX века. В нем бережно сохранили место, на котором размещался старинный поворотный круг. С его помощью первые паровозы отправляли на отдых и обслуживание - каждый в свое "стойло". Но сегодня этот поворотный круг с помощью интерактивных технологий превращен в "Стрелки времени". Вращая их, можно ознакомиться с разными периодами развития железнодорожного движения в России и увидеть уникальные вещи. Например, специально для участия Российской империи во Всемирной выставке в Париже было создано поистине эпическое полотно. Художник Павел Пясецкий запечатлел художественную панораму возведения Транссибирской магистрали, путешествуя в специальном вагоне. Работа заняла почти десять лет, а общая длина творения Пясецкого составила без малого километр - 955 метров. Рассмотреть все полотно можно было только постепенно, разматывая большие катушки, на которые оно было намотано. Оригинал сейчас хранится в Эрмитаже на десяти больших бобинах, публике он недоступен. А цифровая копия доступна для просмотра в Музее железных дорог России.
Но главные здесь, конечно же, поезда и все, что с ними связано. Вот, например, есть паровоз-танк. И называется он так не потому, что является боевым оружием, а из-за особенностей конструкции. У этого паровоза нет тендера (специального вагона с запасом топлива), вода и топливо хранятся в танках (емкостях), установленных на самом локомотиве.
Специально для размещения громадной - во всех смыслах - коллекции музея пришлось построить еще одно здание, соединив современный и исторический корпуса стеклянным переходом. Здесь тоже есть поворотный круг, и он действующий. В этом году в Музее железных дорог России впервые проходил крупнейший в Восточной Европе и странах СНГ Международный железнодорожный салон пространства 1520 "PRO//Движение.Экспо". Для проведения мероприятий форума часть экспонатов пришлось временно переместить на выставочную площадку под открытым небом, а на их местах разместить современные образцы.
А еще под открытым небом, к примеру, можно увидеть грозное оружие - уникальный боевой железнодорожный ракетный комплекс (БЖРК). В неактивном состоянии он выглядит как простой рефрижераторный вагон, который мог скрытно и быстро перемещаться по дорогам страны от Калининграда до Владивостока. В НАТО за точность поражения БЖРК прозвали "Скальпелем". Но Владимир Одинцов признается, что с особым чувством относится к паровозу "ОВ". В народе его ласково прозвали "овечкой", и он был совершено безотказным: "Топить можно было хоть сушеной воблой!"
Еще одна площадка музея пока только ждет преображения. Сейчас на станции Шушары ждут ремонта и реставрации около сотни будущих экспонатов. В будущем к ним тоже будут водить экскурсии - прямо сюда.
Экспозиция пополняется постоянно. Недавно удалось найти и полностью восстановить вагон аптека-перевязочная, который входил в состав санитарного поезда - там местами даже сохранилась кафельная плитка в помещениях, где раненых мыли и обрабатывали раны. А недавно удалось получить первый "Риц-вагон" - в таких ездили за границу советские дипломаты и прочие выездные граждане в 1970-1980-е годы.
Поезда и рельсы - символ движения. И Музей железных дорог тоже путешествует по стране. В пяти городах России - Новосибирске, Иркутске, Челябинске, Омске, Тюмени - уже побывал передвижной выставочный проект "Объединяя Россию: от Царскосельской железной дороги до Великого Сибирского пути", созданный совместно с ГМЗ "Царское Село". Его маршрут повторяет маршрут путешествия будущего императора Николая II в 1891 году: Владивосток - Иркутск - Новосибирск - Челябинск, а экспозиция посвящена 185-летию открытия первой в России Царскосельской железной дороги и 130-летию основания Транссибирской магистрали.
- За шесть лет работы мы провели десяток масштабных выставочных проектов, приняли участие в выставках на площадках других музеев по всей России, "выходили" в открытый город - на Финляндский вокзал, в Петропавловскую крепость и парк Монрепо, - рассказывает первый заместитель директора музея Ольга Корнева. - Среди самых ярких выставок - "Великий Сибирский путь и народы России" к 130-летию с начала строительства Транссибирской магистрали, "Поезда милосердия" к 75-летию Великой Победы, "Поезд N 1" к 90-летию "Красной стрелы" и "Артерии Победы" к 80-летию прорыва блокады Ленинграда и открытия движения по Дороге Победы.
В декабре этого года откроется выставка к 50-летию скоростного поезда ЭР200, а в следующем году посетители музея своими глазами увидят историю БАМа - к 50-летию начала строительства Байкало-Амурской магистрали готовится большой выставочный проект.
Дмитрий Головкин, заместитель директора Музея железных дорог России:
- В музее активно используются передовые технологии: инсталляции, макеты, пространства виртуальной реальности не оставляют посетителей равнодушными. Но мы стремимся всегда быть в авангарде, поэтому в прошлом году состоялся релиз "Цифровой платформы Музея железных дорог России" - приложения, аналогов которому нет ни в одном музее мира.
В планах музея - поэтапное развитие собственной цифровой экосистемы. В нее войдет приложение, функции которого будут умножаться, сайт и социальные сети. Отдельным направлением работы станет внедрение геймифицированной программы лояльности для посетителей.
Памятник министру путей сообщения Российской Империи князю Хилкову на территории Гатчинского двора перед входом в Музей железных дорог России в этом году принимает участие в конкурсе "Золотой Трезини" в номинации "Лучшее произведение искусства в открытом общественном пространстве". Проголосовать можно до 30 октября.
Количество посетителей Музея железных дорог России растет. Со дня открытия музея 30 октября 2017 года количество посетителей уже превысило 1,6 миллиона человек. В акции "Ночь музеев" 2023 года он стал третьим по посещаемости, приняв более восьми тысяч петербуржцев. Дни открытых дорог с уникальным парадом локомотивов в рамках салона "PRO//Движение.Экспо" посетили более 11 тысяч человек. Площадь выставочного комплекса - почти 60 тысяч квадратных метров.