Эксперты: Излишки летнего дизеля не должны помешать поставкам его зимних сортов

Внутренний рынок топлива стабилизируется, оптовые цены почти во всех регионах снизились, а запасы топлива в России выросли почти на 430 тыс. тонн, заявил вице-премьер Александр Новак в интервью телеканалу "Россия 24".
Дефицита топлива на автозаправках сейчас нет, но цены пока остаются высокими, хотя и начали снижаться.
Дефицита топлива на автозаправках сейчас нет, но цены пока остаются высокими, хотя и начали снижаться. / РИА Новости

При этом Россия за неделю после запрета экспорта бензина и дизельного топлива (ДТ) увеличила на 24% поставки за границу сырой нефти - до 3,72 млн баррелей в сутки. Рост совпал с возобновлением полноценных отгрузок после технического обслуживания портов Козьмино и Приморск. Но ранее о возможном резком увеличении экспорта непереработанного сырья предупреждали эксперты, связывая его с запретом с 21 сентября поставок ДТ за рубеж.

Риски такого сценария для внутреннего рынка понятны - снижение объемов выпуска ДТ, возможный его дефицит и рост цен. Ситуация усугубляется тем, что 1 октября в России официально начались биржевые торги зимним ДТ, спрос на которое сейчас растет, а на летние сорта - падает. Зимнее ДТ не востребовано на внешних рынках и производилось в основном для нашей страны, то есть в ограниченном объеме. Причем цены на него в этот период, как правило, росли. Не стал исключением и этот год, биржевые цены поднялись до рекордных значений - 73 096 рублей за тонну. В этом нет ничего удивительного, зимнее ДТ стоит дороже летнего.

Но биржевые цены на бензин и летнее ДТ 4 октября опять перешли к росту, наполовину отыграв снижение с начала недели. Это вдвойне странно на фоне сообщений СМИ о заполненных хранилищах "Транснефти" летним ДТ, которое некуда девать. Оценка избытка его производства в результате запрета экспорта доходила до 1 млн баррелей в сутки. То есть за десять дней могло накопиться до 10 млн баррелей, что должно было сильно давить на цены, если бы такой излишек попал на рынок, но биржевые котировки, как и внебиржевые индексы (по прямым контрактам продавца и покупателя) все равно опять пошли вверх.

В "Транснефти", отвечая на запрос "РГ", от комментариев отказались, пояснив, что никаких заявлений не делали и посоветовали обратиться по вопросу заполненных хранилищ в СМИ, которые опубликовали эту информацию.

В итоге получается достаточно странная ситуация. Если увеличивается экспорт сырой нефти в ущерб производству летнего ДТ на экспорт, то это никак не должно отразиться на внутренних ценах, но они растут. Если хранилища заполнены, то это летнее ДТ, судя по биржевым торгам, востребовано на внутреннем рынке, где опять присутствуют все признаки дефицита, но оно не продается.

Как отмечает зампред набсовета ассоциации "Надежный партнер" Дмитрий Гусев, если бы нефтяные компании активизировали реализацию летнего дизельного топлива из резервуаров "Транснефти" (если эти объемы ДТ там есть), то, наверное, эти хранилища освобождались бы. Сейчас происходящее больше похоже на некий инструмент давления нефтяников на правительство и на рынок, чтобы частично разрешили экспорт, считает эксперт.

По его мнению, проблем с производством нужных объемов зимнего ДТ в России возникнуть не должно. В правительстве уже сказали, что будут внимательно следить за объемами нефтепереработки, соответственно, никто не позволит их снизить в пользу экспорта сырой нефти в ущерб потребностям внутреннего рынка.

Экспорт дизеля зимой резко падает, зимний сорт не нужен европейцам, он не нужен Турции, говорит глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. То есть нам сейчас нужно продержаться октябрь, и в некотором смысле ситуация будет нормализовываться сама собой. Но окончательно проблему это не решит, у нас нет специальных хранилищ для ДТ, а объемы его выпуска больше потребностей внутреннего рынка. Если жесткий запрет на экспорт сохранится, то дальше по цепочке будут вылезать то тут, то там различные кривые моменты, отмечает эксперт.

Но есть у этой история и оборотная сторона. Требовать снизить цены у производителей можно, но, учитывая долю налогов в стоимости литра топлива (по оценке председателя Комитета Госдумы по энергетике Павла Завального - 85%), запас прочности у нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) не очень большой. Причем не стоит умалчивать, за счет чего могут снижаться цены. Это зарплаты сотрудников, премии, это оперативные расходы предприятий, это, в конце концов, качество выпускаемой продукции. И это касается только оптового сегмента рынка.

С розницей, на которую сейчас направлено особое внимание, история еще неприятнее. Многие АЗС, отработавшие с неплохой маржинальностью в 2022 году, сейчас опять работают в минус. Отсюда и появились сильно завышенные цены на некоторых заправках, не принадлежащих сетям крупных компаний. Сейчас они резко снижают цены под влиянием антимонопольных разбирательств ФАС, но прибыльнее их работа от этого не становится.

По мнению Симонова, нужно оперативно возвращаться к финансовым инструментам регулирования рынка.