Режиссер и фильма, и сериала - жена артиста Анна Матисон. По просьбе "РГ" она рассказала, как снималось кино.
Вы не впервые работаете с мужем. Но одно дело - связка режиссер - артист в художественном фильме, а совсем другое - документальная работа. Сложно ли было выстроить баланс между домашним видео и работой для широкого зрителя.
Анна Матисон: Начну с того, что я совершенно не хотела делать этот фильм, было предпринято несколько честных попыток сделать это другими руками. Но как только я видела в разработке перечисление работ 20-летней давности и элементарное нежелание или неумение выйти за рамки штампованного представления о человеке, созданного и поддерживаемого медиа, то сразу сникала. Мне хотелось увидеть хоть одно предложение, из которого я бы узнала Сергея - человека, много и тяжело работающего здесь и сейчас, преданного профессии, при этом его роли и публичные появления - громкие, а человек он тихий.
Плюс ко всему всякий раз на уровне сценария получались какие-то "эпизоды Netflix о жизни Бекхэмов" - эдакая саксесс-стори (история успеха. - Прим. авт.), щедро сдобренная анекдотами и личной жизнью. Как говорили братья Пресняковы: "Что тут удивляться, юбилейный фильм по определению низкий жанр". Кстати, именно Олег и Володя придумали название "Чье сердце бьется громче". Мы много говорили с ними, обсуждали, как найти правильный тон, они мне очень помогли своими беседами.
Сперва мы вообще хотели делать мокьюментари, но в процессе реализации отказались от этого жанра. Да и хотелось снять именно кино, а не передачу. Я специально даю в первых 15 минутах темп классического документального фильма - с паузами, воздухом, без заигрываний со зрителем. Да, я сокращаю тем самым аудиторию, но это сознательное решение, так как это рассказ от первого лица, в кадре - не выдуманный герой, не персонаж, это конкретный человек. И да, он такой!
Что вы чувствовали, когда работали с архивной хроникой - например, кадрами, где Сергей 16-летний.
Анна Матисон: Я оцифровала эти записи восемь лет назад. Помню, смотрела не отрываясь. В доке мы показываем совсем небольшие фрагменты, а снято несколько часов студенческих работ. Меня тогда поразило, насколько Сережа уже готовый артист в свои 17. Видно, что отработано все до жеста, до каждой интонации. Теперь же, восемь лет спустя, меня еще и трогает сильное сходство наших сыновей с молодым Сережей.
Вообще, работа с архивами - это отдельный разговор. Где архивы хранятся в идеальном порядке, а где-то концов не найти. Иногда приходилось применять современные технологии, чтобы восстановить утраты. Зритель, конечно же, не увидит этой работы, но она была не такой простой.
Как вам для себя удается определить грань: где заканчивается близкий человек и начинается большой артист, который принадлежит всем зрителям?
Анна Матисон: Это хороший вопрос. Никогда не задумывалась. Но, думаю, что навряд ли отделяю, так как это делает сам Сережа. Мне повезло во ВГИКе общаться с большими артистами предыдущего поколения, например, с Алексеем Владимировичем Баталовым. Так вот, его роли не ходили за ним по коридору, это свойство нормального интеллигентного человека. Большой артист приходит к зрителю с экрана или со сцены, а все, кто работает по ту сторону занавеса или камеры, имеют дело с человеком с его конкретным реальным характером. Еще до знакомства с Сережей я знала от продюсера Леши Кублицкого, которому очень доверяла, что это один самых лучших и трудоспособных людей в профессии.
Как создавался сценарий фильма, как принимали решение, что именно должно быть в нем, много ли материала осталось за кадром?
Анна Матисон: Материала очень много. Одна из причин, по которой я до последнего не хотела делать док сама, заключается в том, что это намного сложнее, чем сложить художественный фильм.
Когда-то я делала несколько фильмов о маэстро Валерии Гергиеве, о Денисе Мацуеве, а в Иркутске я тоже монтировала десятки доков. И это всегда были сотни часов материала в работе. Это монтаж, который длится много месяцев, гораздо дольше, чем смонтировать игровое кино, при этом аудитория твоя заведомо несопоставимо меньше. В случае же с Сережей количество снятых часов было какое-то космическое. Мне надо было показать его актером в театре, в кино, режиссером, художественным руководителем, существует и другая деятельность, которая не укладывается в эту внятную классификацию.
Жизнь у Сережи стремительная, часто трудная, но очень интересная, поэтому уже отобранного материала было около шестисот часов - даже элементарно найти нужный тебе кадр в таких условиях трудно. Я вообще преклоняюсь перед документалистами - как по мне, так это намного более сложный жанр, чем игровое кино.
Как идет работа над сериалом "Плевако" с Сергеем Безруковым в главной роли, который вы снимаете как режиссер? Что самое главное, в чем он будет отличаться от других сериалов про исторических персон?
Анна Матисон: Работа выходит на финальную стадию, мы приближаемся, возможно, к главному блоку: строим декорацию суда, заходим в павильон. Я, как и Сережа, избегаю говорить о работе, которая еще даже не снята, хотя, поверьте, конечно же, есть что сказать. Раньше я охотно рассказывала обо всем, от замысла до кастинговых решений, каждому, кто был готов слушать, но со временем это желание, к счастью, прошло. Теперь мне хочется, чтобы сперва вышла картина.
Иешуа Га-Ноцри, Владимир Высоцкий, Александр Пушкин, Сергей Есенин, Борис Годунов, Федор Плевако, Василий Сталин, Петр Волконский, Мамонт Дальский, Роман Руденко, Владимир Каппель, Владимир Скалон, Федор Эйхманис, Григорий Кусикьянц.