На только что завершившейся в Сочи VII Всероссийской конференции TAXI-2023 специалисты пытались найти ответы на вопросы о том, что будет с этим рынком и ценами в ближайшее время.
По мнению экспертов, услуги такси в России переживают кризис, одна из причин которого - большое количество самозанятых водителей, особенно на Кавказе.
- Идея только что принятого закона состоит в легализации самозанятых и наполнении налогами региональных бюджетов. По сути, закон о самозанятых хотят распространить на работников таксопарков, а это разные полюсы одной услуги. Кошка и собака - домашние животные, но мы не можем заставить кошку лаять, а собаку мяукать, - объяснил глава "Объединения самозанятых России" Игорь Жмакин. - Эта ситуация едина для самозанятых водителей всех регионов страны, независимо от их географического положения. В том числе и в СКФО. Главное, что мы сейчас наблюдаем, - это низкий показатель легализации самозанятых водителей. Невыполнимые требования закона являются барьерами для людей. Поэтому мы и обращаемся к депутатам и органам исполнительной власти - уберите эти стены, обеспечьте простоту процедуры получения разрешений, и водители начнут переходить в легальное поле деятельности.
Эксперт добавил, что сейчас в "Объединении самозанятых России" зарегистрированы около 80 тысяч водителей, но в стране существует такая проблема, как неподготовленность медицинских и технических осмотров, которые должны проходить таксисты перед выездом. По словам Игоря Жмакина, в среднем российском городе, областном центре, как правило, работают пять-десять организаций, готовых проводить предрейсовые медицинские осмотры 20-25 тысяч водителей, причем не круглосуточно. Закон работает уже больше месяца, а еще ничего не сделано.
- Если сейчас еще не создана инфраструктура, ее не будет и через год. Власти признают проблему, но, возможно, у них нет рычагов влияния на медицинские организации, - констатирует Игорь Жмакин.
Но аналитики считают, что проблемы работы самозанятых водителей такси - не только финансовые.
- Сейчас самозанятый должен быть зарегистрирован в том регионе, где он работает, а разрешение можно получить только одно, - отметил автор ютуб-канала "ПРО TAXI" Егор Рябков из Краснодара. - Этот закон принимали ради повышения безопасности перевозок, но цель не достигнута, ведь безопасность обеспечивается силами агрегатора, например фотоконтролем.
Рябков считает, что пока новый закон о такси в России по факту не исполняется.
- Но если он начнет исполняться так, как задуман, мы потеряем 80 процентов автомобилей во всех регионах, кроме Москвы и Сочи, где без разрешения в такси не поработаешь, - уточнил он. - В целом по стране разрешений выдано очень мало. Например, в Татарстане - три тысячи примерно на 40 тысяч машин, а в Чува- шии - 830 на 35 тысяч. В Ставропольском крае разрешения имеют 8-10 процентов водителей. Чем дальше от центра, тем ситуация хуже. Стоимость поездок не изменилась на самом деле. Выросла цена только в пиковые часы, поскольку спрос на такси увеличивается с каждым днем, а количество водителей остается прежним. Новый закон пока никак не повлиял на стоимость услуг, так как его применение даже не началось.
Как отметила председатель Общественного совета по развитию такси Ирина Зарипова, сегодня в отрасли есть проблемы с обновлением таксопарка, что связано с прошлогодним подорожанием машин и запчастей.
- Рынок начал смотреть в сторону китайских автомобилей, - рассказала она. - В то же время государство задало вектор на приобретение машин, которые производят в России. Мы как отрасль привыкли работать на новых автомобилях. Средний возраст машины такси в Москве составляет 2,5 года. Вторая основная проблема - ОСАГО. С первого сентября 2023 года самозанятые могут работать в такси легально, но они должны купить полис легкового такси. В регионах он стоит 40-60 тысяч рублей, а в Москве - 90-120 тысяч, а раньше нелегалы покупали его за 15 тысяч. Получается, что легальность требует дополнительных вложений.
Говоря о росте цен, эксперт признала, что он был вызван искусственным ажиотажем, ведь, по данным агрегаторов, стоимость ни за километр, ни по тарифу не изменилась. По словам Ирины Зариповой, любой рост стоимости поездок на такси всегда вызван динамическим ценообразованием. Когда желающих уехать много, а тех, кто может отвезти, мало, услуга дорожает.
- То есть если вы будете заказывать машину 30 декабря в снегопад, то цены будут космические, - подчеркнула председатель Общественного совета по развитию такси. - При этом сама цена за километр и за минуту не поднималась. А если вызовете в три часа ночи, то машина приедет быстро и стоимость будет ниже. Так работает алгоритм. Повышение цен обычно бывает накануне праздничных дней, это касается и первого сентября. Просто сезонность совпала с принятием нового закона.
Тем не менее она отметила, что тарифы будут расти, но с учетом инфляции. Частично и закон может простимулировать повышение тарифов за счет того, что отрасль становится легальной. В любом случае покупка разрешения водителем ляжет на потребителя. До конца года цены на поездки в такси вырастут еще на 10 процентов.
Однако если у водителя нет разрешения, он может заключить с пассажиром договор фрахтования - временного использования транспортного средства.
- По закону такое возможно, и многие этим пользуются, - заключил Дмитрий Коваленко. - Если все водители будут в белой зоне, тогда цены на поездки в такси вырастут в два-три раза. Сейчас цена экономически не обоснована. Водитель несет много расходов на аренду, содержание, топливо, а пассажир приучен к такому ценообразованию. Во многих российских городах такси дешевле общественного транспорта, что ненормально. В других странах поездка на такси - это, скорее, роскошь. Закон о такси полноформатный, но реализуется постепенно.
При этом эксперты отмечают, что на Северном Кавказе много своих особенностей в сфере индивидуальных пассажирских перевозок. Например, как признались владельцы одного из пятигорских автопарков, получать разрешение невыгодно - в нашем регионе многие притаксовывают после работы на своих машинах и не хотят менять привычный уклад.
В СКФО мал и складской запас запчастей на автомобили такси, поделился мнением директор по продажам компании запчастей Андрей Малашонков. "Они предпочитают покупать у агрегатора с 20-процентной накруткой, но не хранить на складах, - отметил он. - Причем ездят на машинах, нехарактерных для других российских регионов, например на Lada Vesta".
По мнению заместителя директора департамента государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта минтранса России Владимира Луговенко, до первого сентября в России было выдано более 450 тысяч разрешений, а количество автомобилей такси составляет от 800 тысяч до миллиона.
- По данным аналитического центра, в такси работают более 575 тысяч человек, - сказал он. - Конечно, их намного больше. Если верить статистическим данным, то доля жителей, занятых в сфере такси, занимает около одного процента. Федеральный закон N 580 от 29.12.2022 породила прежде всего легализация самозанятых. Эта когорта водителей всегда существовала, но была вне нормативно-правового поля.
- Регионы СКФО оказались самыми неподготовленными к ведению цивилизованного бизнеса, - считает управляющий директор компаний "Ситимобил" и "Таксовичкоф" Дмитрий Коваленко. - Пока на Северном Кавказе наиболее популярен частный извоз, так называемая "работа от руки". Для нас это создает большие проблемы с рентабельностью. Поэтому, например, мы представлены в 40 регионах РФ, а в СКФО - нет.