Пожалуй, больше всего тюменская команда документального фильма с элементами анимации "Каравелла Крапивина" переживала за фанатов со стажем. Все они разные, на новое, связанное с кумиром, реагируют непредсказуемо. Им трудно угодить. Но тут, кажется, пронесло: сначала с любопытством, без критики, встретили трейлер картины, а потом обласкали и ее саму.
14 октября, в день 85-летия писателя, до которого он не дожил три года, кино презентовали в Тюмени, на следующий день - в Екатеринбурге. Два города, между которыми всего три сотни километров и которые невозможно противоречат друг другу, как в придуманных вселенных Владислава Петровича, обнаружили общую материнскую плату, орбиту. Потому что оба были дороги ему: в одном родился и напитался сюжетами для будущих книг, в другом состоялся как неподражаемый журналист, фантаст, наставник, муж, отец, друг. Об этом, собственно, полуторачасовая лента.
Время, как известно, сегодня самый ценный ресурс. Мы привыкли (и нам понравилось) жить быстрее, выше, сильнее. Поэтому, устраиваясь в креслах под сообщение о хронометраже, торопливый народец заворчал: зачем так долго… А на первых минутах уже растворился в истории и, кажется, дышал через раз, забыв про традиционные для кинотеатра вкусняшки. Детство, отрочество, юность, взросление. Первые успехи и противоборство школьной педагогической системе одинаковости и соглашательства. Создание отряда "Каравелла", уход из нее. Недолгая работа на филфаке Тюменского госуниверситета. Возвращение в Екатеринбург, новый дом с окнами на водную гладь. Последние минуты отца в рассказе сына Алексея, обиды, что часто отсутствовал, и любовь неизбывная до сих пор. Слева кто-то шмыгал носом, справа - украдкой вытирал слезы. Никто не ерзал и не шуршал, не покинул зал ни под каким предлогом. Никто не жадничал в аплодисментах смущенным создателям, выстроившимся перед экраном… Уже в холле раскрасневшихся ребят окружила настоящая толпа: сыпались вопросы, формулировались комментарии, журчали похвальные речи. По завершении довольно тяжелого рабочего процесса все это оказалось чрезвычайно важным и ценным.
- Со дня озвучивания идеи на питчинге в Москве и до дня премьеры в Тюмени минул год. Последние полгода были очень трудными, но самыми тяжелыми стали три дня перед премьерой, когда при финальных отрисовках фильм просто слетал… Итоговую версию в кинотеатр доставили буквально накануне сбора зрителей. Мы очень устали, но и большой праздник предвкушали - для городов, где жил Владислав Крапивин, и, конечно, для многочисленных почитателей его творчества, - рассказал корреспонденту "РГ" автор идеи и режиссер Дмитрий Колобов.
Документалка про народного автора создавалась по-народному. Напомним, базой стал грант Президентского фонда культурных инициатив - средства пошли на анимацию. Деньги, собранные на краудфандинговой платформе - 400 тысяч рублей, - на саунд-дизайн и цветокоррекцию. В большие и малые герои записали почти 60 человек - родные Крапивина, друзья, исследователи его писательского феномена, ученики; с 20-ю из них записали многочасовые интервью. К финалу творческий коллектив вырос в 10 раз: начинали кино четыре человека, а закончили 45. Вот такое обыкновенное чудо.
Чудом можно назвать и то, что в грантовой заявке появились пять городов для показа. По словам Колобова, тогда то ли погорячился, то ли реально ошибся, но заявленное теперь нужно исполнять. Поэтому задуманный и сделанный с большой любовью проект оценят не только тюменцы и екатеринбуржцы, но и жители Тобольска, Ишима и Ялуторовска в рамках ограниченного проката. А с 6 ноября "Каравелла Крапивина" появится в открытом доступе в "Одноклассниках", "ВКонтакте", на Rutube и, возможно, каком-нибудь дружественном стриминговом сервисе. Кроме того, в столице Западной Сибири ожидается еще как минимум три массовых сеанса.
…Слову Крапивин учился у Паустовского по статьям и книгам. Говорил, что для писателя самое важное - память. Настаивал: ребенок морально мудрее взрослого, когда больно, не стоит опускать руки, а детская литература должна быть понятна детям. Фильм подсветил многое, стал своевременным, что ли, и подсказал: надо не только смотреть, но и читать с ощущением, что, если ты большой, ты все равно маленький.