Как отмечают авторы проекта, двое депутатов, цены на автомобили в последнее время выросли не только по экономическим причинам, но и из-за действий автодилеров. Последние начали активно навязывать покупателям различные "прицепы". Например, ассистентское обслуживание в службе эвакуации. Не важно, воспользуется гражданин или нет услугами эвакуаторов, но абонентскую плату с него спишут. Это, кстати, реальный случай из судебной практики: покупателю машины просто выдали сертификат, мол, наслаждайтесь. Лишь потом, изучая документы, человек узнал, что заплатил за право звонить в службу эвакуации 90 тысяч рублей.
Когда человек попросил разорвать договор и вернуть деньги, ему отказали. Пришлось судиться.
Хотя суды в таких случаях встают на сторону граждан, понятно, что не каждый покупатель пойдет ругаться и добиваться своего. На это и делается расчет: кто-то отсудит свое, а большинство махнет рукой.
Поэтому закон, который публикуется на этой полосе, вводит наказание для продавцов за подобные проделки. Штраф за такие правонарушения для должностных лиц может составить от 2 тысяч до 4 тысяч рублей.
Для юридических лиц - от 20 тысяч до 40 тысяч рублей. При этом акции навязыванием считаться не будут, объясняли в Госдуме.
Кроме того, уточняется ответственность за необоснованный отказ в рассмотрении требований потребителя, связанных с нарушением его прав, либо уклонение от рассмотрения в установленном законом порядке таких требований.
Это повлечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 15 тысяч до 30 тысяч рублей; на юридических лиц - от 100 тысяч до 300 тысяч рублей. Как считает главный редактор журнала "За рулем" Максим Кадаков, навязывание дополнительных услуг еще надо доказать. Мол, никто не отказывает в продаже автомобиля без кредита или ковриков. Не хочешь - не покупай. Но машины без ковриков в данный момент нет. А без кредита цена на эту же машину выше - потому что без кредита нет скидки. Если хотите - покупайте. Нет - до свидания. Впрочем, в судебной практике уже сформировались подходы, как определять, что услуги были навязаны. Так что многие эксперты уверены, что проблем с доказыванием, что продавцы были навязчивы, не возникнет.
При этом продавцы будут обязаны вернуть покупателю деньги. А еще суд, как и прежде, сможет обязать их выплатить покупателю компенсацию морального вреда.
Кроме того, в таких случаях назначают специальный штраф в пользу потребителя: половину от взысканной суммы. То есть все, что фирма должна заплатить по суду покупателю, увеличивается в полтора раза. Таким образом, навязчивое поведение может стать разорительным.