С законодательной инициативой выступило правительство России. Сейчас в правительстве готовятся поправки, корректирующие проект.
"Рассматриваемый в Госдуме законопроект призван создать благоприятные условия для обеспечения эффективной защиты прав потребителей с использованием механизмов альтернативного урегулирования споров и информационных технологий, - рассказал "РГ" председатель правления Ассоциации юристов России Владимир Груздев. - Внедрение предлагаемых механизмов позволит укрепить доверие потребителей к сфере онлайн-торговли, сделать более доступной защиту их прав и снизить нагрузку на судебную систему".
В больших городах многие люди отвыкают ходить по магазинам. А голосовать на дороге уже никому в голову не приходит. Но к виртуальным продавцам возникает не меньше вопросов, чем к обычным. В правительстве подчеркивают: если у покупателя возникают претензии к качеству товара или услуги, он должен иметь возможность быстро и просто предъявить их продавцу. После принятия закона появится единая платформа для разрешения споров онлайн. Она в любом случае будет работать через портал "Госуслуги", рассказывают эксперты. Если же договориться не удастся, собранные материалы помогут человеку доказать свою правоту в суде.
"Законопроект предусматривает, что обязательное участие в системе онлайн-урегулирования споров может быть только в одном случае: если досудебный порядок онлайн-урегулирования спора установлен договором с потребителем и если потребитель явно согласился с такими условиями договора", - отметил Владимир Груздев.
В свою очередь, директор Института законодательства и сравнительного правоведения при правительстве России Талия Хабриева отметила, что в формате онлайн допускается применение классических примирительных процедур, в том числе медиации.