В приложении к документу, описывающему целевое состояние системы образования с учетом использования цифровых технологий, указан возможный негативный сценарий без "цифры" и результат при активном участии ИТ-решений.
Так, для категории "педагогические работники" в качестве негатива указано: "недоступность технологических решений, предоставляющих возможность снижения административной нагрузки", "недоступность универсальных технологий обработки информации, включая инструменты анализа больших данных". И как результат со знаком "плюс" - "привлечены экспертные системы искусственного интеллекта для автоматизации проверки домашних заданий и планирования образовательных программ".
Как ранее заявляли в Минцифры, предполагается, что будет создана типовая государственная информационная система, где будет предусмотрена автоматическая проверка выполненных школьниками домашних заданий.
Также прописаны удачные сценарии для школьников и родителей. Так, с активным развитием цифровых технологий в образовании у всех будет равный доступ к верифицированному, то есть проверенному и объективному образовательному контенту, у школьников и родителей появится возможность подбора школ, записи на участие в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях или государственных итоговых аттестациях, а также получения документов об образовании в автоматическом порядке.
Дмитрий Лутовинов, учитель истории школы № 16 Орехово-Зуевского городского округа Московской области, председатель Общественного совета при Минпросвещения, "Учитель года - 2022":
- Если технический прогресс будет облегчать труд учителя - это хорошо. На самом деле, возможности для автоматизации проверки домашних заданий уже есть. Например, в ФГИС "Моя школа" можно сделать тест, который будет проверен автоматически, и даже оценки будут выставлены тоже "автоматом". Другой вопрос - насколько это будет объективно. И, кроме того, мы прекрасно понимаем, что найдутся ИТ-гении, которые попробуют эту автоматическую систему переиграть. Поэтому таким способом нужно пользоваться ограниченно и достаточно осторожно.
Проверку теста еще можно доверить машине, а вот умение размышлять, креативность, творческие задания машина, скорее всего, не сможет проверить. Человека поймет только человек.