Первый блин не вышел комом. Но и стопроцентной удачей эту семейную комедию тоже не назовешь. Главная проблема - не на тех равнялись. С первых же сцен - когда главный герой, 11-летний блогер Тимур похищает велосипед, а за ним гонятся полицейские, доедающие гамбургер, мы вспоминаем тысячи референсов - от современных сериалов на ТНТ до французских и американских комедий. Карикатурность в фильмах такого жанра, бесспорно, уместна, но не когда она столь нарочита. Лекалами западных учебников по сценарному мастерству смотрятся и попытки превратить ленту в гамбургер смыслов - здесь и первая любовь, и отношения отцов и детей, и беспокойство о сохранении ногайского языка, и история взросления столичного мальчишки в кавказском ауле... В Карачаево-Черкесию блогер едет по своей воле - там можно наснимать "крутого контента", к тому же он заключает пари с отцом - если выдержит месяц в ауле, значит "дальше буду делать, что хочу". У родителя свой резон - авось хулигана там перевоспитают. Завязка - многообещающая, однако тоже не нова.
Но Кавказ победил Голливуд. Атмосфера аула с его бытом и традициями, поэтичный и мощный ногайский язык, портреты реальных жителей довольно быстро настроили киногруппу на нужный лад, это чувствуется даже в том, как меняется ощущение времени по ходу фильма, быстрые "нарезки" сменяются длинными созерцательными планами, вместо штампованных гэгов появляются сцены с действительно вкусным юмором, который можно было подсмотреть только с натуры. Режиссер Ислам Сатыров некоторое время назад уже переживал подобный, как он говорит, "разворот на 180 градусов". Будучи выпускником эстрадно-джазового факультета, он увлекся этнической музыкой и средневековой ногайской поэзией, научился играть на домбре. С этим духом Сатыров и пришел в кинематограф. Его первый большой документальный фильм "Камбак" ("Перекати-поле") - возведенный в кинопоэзию степной эпос. На такой почве просто не могла произрасти банальная комедия.
Приехавший на деревню к дедушке Тимур добивается своего - становится популярным блогером, но не за счет хайпа. Быстро осознав подзабытые московскими подростками истины, что картофель фри сам по себе не рождается, и что родина там, где падал с коня твой отец, - Тимур пашет землю, осваивает езду верхом… Юный исполнитель роли Амир Кумратов - безусловная удача съемочной группы. У него есть все для того, чтобы эта роль не оказалась последней - обаяние, непосредственность, пластичность. Талантлива и Алина Баракаева, сыгравшая Асию, это в нее влюбляется главный герой, и это благодаря ей начинает учить ногайский. "Какой же ты ногаец, если даже родного языка не знаешь? - А я английский учу, какая польза от ногайского. - А у тебя что в голове только один язык помещается?".
Комедийные ситуации в фильме создают новоиспеченные друзья Тимура - Пузырь (Сулиман Баисов), грузный мальчишка, который все время жует булки и пытается оседлать пони. Забавный, но очень трогательный он словно пришел в аул прямиком из детской комедии Элена Климова "Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен". Его напарник - вертлявый, худенький, всегда и всем сопереживающий Пузырек (Амир Найманов). Эта парочка притягательна, потому что добродушна, в них нет и грамма злости, как не было ее в советских детских фильмах.
Взрослых актерских работ, которые бы запомнились, куда меньше. Тут режиссеру явно не хватило опыта. Возможно, дело в диалогах, некоторые из которых стоило бы показать профессиональным редакторам. Но блеклые и пустые реплики - беда многих современных отечественных фильмов. И все же есть актер, который остается в зрительских сердцах. Это Рамазан Джемакулов, исполнивший роль атая - дедушки Тимура. Роль многоплановая, его персонаж давно рассорился с сыном, который упал на скачках с лошади и подвел его. Атай переживает разлуку и мечтает, что сын вернется и выиграет соревнования. Для этого держит в форме коня. Естественно, сюжет во второй половине фильма сворачивает к попыткам Тимура помирить отца с дедом, ради чего мальчишка решается на участие в скачках. Столько грусти и одновременно столько света, столько мужественности и при этом нежности, мы, пожалуй, в последний раз видели в глазах советских легенд Всеволода Санаева, Евгения Матвеева, Юрия Никулина. Таких глаз очень не хватает современному киноэкрану.
Как не хватает и национальных лент, пусть не всегда совершенных, но искренних, без них нашему кино не набрать высоты.