Образ, который представил в Успенском соборе Московского Кремля Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, не считается в настоящее время специалистами явленной в 1579 году в Казани чудотворной иконой, рассказала РИА Новости старший научный сотрудник Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева Наталия Чугреева, которая исследует Казанскую икону и ее списки.
Патриарх представил образ Казанской Божией Матери, перед которым, по его словам, молились ополченцы во главе с Мининым и Пожарским. У ополчения Минина и Пожарского, которое в 1612 году освободило Москву от интервентов, был список найденной в 1579 году Казанской иконы, который тоже считался чудотворным. Позже он был помещен в каменный Казанский собор на Красной площади, освященный в 1636 году. В 1918 году, по информации Православной энциклопедии, Московская Казанская икона в драгоценном окладе была украдена из Казанского собора Москвы.
Икона, которую патриарх Кирилл представил накануне как чудотворную икону Минина и Пожарского, действительно написана в 80-90-е годы XVI века, рассказала эксперт. Она призналась, что счастлива, что икона наконец "вышла на свет Божий". По ее словам, этот образ в 2002 году передал в дар Русской православной церкви, лично патриарху Алексию II, московский коллекционер Сергей Воробьев, который посчитал важным, чтобы этот замечательный древний образ попал в церковную коллекцию. Как сообщила Чугреева, впервые эта икона была опубликована ею в 2003 году в журнале "Светильник", а в 2012 году - в ее статье о Казанской иконе Божией Матери в 29-м томе Православной энциклопедии.
"Я слушала радио - там говорят, что это явленная икона, которая была обретена в Казани в 1579 году.
Наталия Чугреева пояснила, что еще в летописях XVII века говорилось, что в Москву был привезен список с явленной в Казани иконы. Этот список два раза "поновлялся", о чем свидетельствуют надписи на иконе. "Мы знаем, как выглядела Московская Казанская по архивной фотографии и описям Московского Казанского собора", - говорит Наталия Чугреева. Но поскольку, по словам искусствоведа, малоизвестно, что Минин и Пожарский освободили Москву не с явленной иконой, а со списком с нее, принесенным в Москву с казанским ополчением, многие считают, что именно явленную икону ополченцы взяли из Казани и пошли с нею на Москву.
"Для того чтобы все это распутать, пишутся научные статьи, но нужно, чтобы это еще укрепилось в головах", - считает искусствовед.
Она отметила, что слух о том, что именно представленная патриархом икона была явлена в Казани на пепелище в 1579 году, распространяется.
Несмотря на то, что патриарх, представляя икону в своем слове в Успенском соборе Кремля, не говорил об этом, новость так восприняли.
Между тем патриарх рассказал, что икона, скорее всего, сопровождавшая ополчение, находилась в Переделкине в патриаршей резиденции. Среди других икон, предназначенных для передачи в храмы и монастыри, которые он посещает с визитом.
"Я очень заинтересовался этим образом и попросил, чтобы была проведена экспертиза. И экспертиза вынесла заключение, что икона принадлежит той самой эпохе, в которую был создан чудотворный образ", - сказал патриарх. После того как ополчение освободило Москву от интервентов, сопровождавшая его икона была помещена в Казанский храм у стен Московского Кремля.