Напомним: Архангельская область и НАО - единственные регионы Северо-Запада, построенные по принципу "матрешка". Причем Ненецкий округ - более маленькая, живущая внутри большой (Поморья). Регионы имеют разные бюджеты, но при этом объединены общей территорией и совместно выбирают органы власти - депутатов Архангельского областного собрания, а также губернатора Поморья.
Отметим также, что "кусочек казны" округа, формирующейся за счет добычи углеводородов, остается сейчас в бюджете Архангельской области. Дело в том, что до 2015 года часть полномочий на территории НАО исполняла Архангельская область. Но после подписания договора они вернулись в округ, а вот часть налоговых поступлений осталась у Поморья.
Теперь "налоговые весы" станут другими. Так, по предложению округа в бюджет НАО будет зачисляться весь норматив (63 процента) поступлений налога на профессиональный доход. А вот зачисление доходов от налога на прибыль организаций (при выполнении соглашений о разделе продукции) станет для Ненецкого округа несколько меньше - снизится до 30 процентов вместо существующих сейчас 32. Отметим, что для Архангельской области эта цифра составляет сегодня 45 процентов.
Одним словом, налоги сегодня - точка преткновения во взаимоотношениях двух регионов.
- Ненецкий автономный округ находится в правовых рамках, когда на исполнение переданных полномочий вынужден большую часть налогов, собираемых на территории НАО, передавать в бюджет Архангельской области, - отметил один из депутатов округа на сессии парламента Поморья. - Этот вопрос нужно решать - чтобы НАО являлся полноправным субъектом РФ и собираемые налоги оставались на территории НАО и служили на благо его жителей.
Представители правительства Поморья парируют: Архангельская область и НАО - "исторический" сложносоставной субъект Российской Федерации, сформировавшийся, кстати, столетия назад. А главное отличие всех регионов-"матрешек" - это особый порядок распределения федеральной части налогов. Тех, что делятся между регионами.
- Эта позиция признана соответствующей Конституции РФ, - напомнил во время обсуждения законопроекта глава правового департамента администрации губернатора Поморья Игорь Андреечев. - Федерация сегодня использует особые подходы при распределении налогов - это механизм бюджетного выравнивания и дополнительный инструмент межбюджетных отношений. Так, можно нормативы по налогам устанавливать или межбюджетные трансферты регионам давать, а можно и перераспределять федеральные налоги - учитывая, например, повышенные сборы от природной ренты на территории Ненецкого автономного округа.
Кстати, при распределении федеральных налогов жителей Архангельской области и НАО считают вместе, из-за чего Поморье сегодня несколько недополучает из бюджета страны - именно поэтому и нужен договор.
Как считает доктор экономических наук профессор Северного (Арктического) федерального университета Альберт Сметанин, в сегодняшних условиях функционирование бюджетных систем двух регионов без обновленного документа невозможно. А если в его необходимости у кого-то возникают сомнения, есть смысл исследовать общественное мнение.
- Сегодня следует провести мониторинг качества жизни населения НАО, чтобы выявить причины негативного отношения по вопросу распределения налоговых доходов, - уверен эксперт "Российской газеты". - А с точки зрения справедливости их распределения, может быть, нужно снова вернуться к вопросу объединения Архангельской области и НАО.
По мнению профессора, в новой геополитической ситуации Поморье сегодня получило карт-бланш от правительства России, где недавно приняли решение о создании Архангельского транспортного узла и строительстве в Белом море глубоководного порта: это хороший повод объединить усилия НАО и Поморья, чтобы противостоять санкциям, развивать Северный морской путь, а в итоге добиваться повышения качества жизни.
- Если вспомнить советский опыт: 50 лет назад ни у кого не возникало вопросов, почему в заполярном Нарьян-Маре зарплата была в полтора раза больше, чем в Архангельске, - отметил эксперт. - Все понимали, что на Крайнем Севере жить тяжелее. А ведь на уровне объединенного региона гораздо легче контролировать сферу образования и социальные вопросы.
Но пока и округу, и области необходима правовая база, чтобы "в матрешке всем было тепло". Вот и обновленный договор создает условия, чтобы рассмотреть бюджеты Архангельской области и Ненецкого автономного округа на 2024 год и плановый период 2025 года.
Кстати, если бы его не было, все доходы от федеральных налогов и сборов НАО подлежали бы зачислению в бюджет Поморья, а в расходную часть архангельского бюджета пришлось бы включать средства на реализацию государственных полномочий Поморья на территории НАО. Неслучайно в округе подписание документа было одобрено даже раньше, чем в Поморье.
Два года представители Архангельской области и Ненецкого автономного округа потратили на переговоры, необходимые для перераспределения доходов казны.