Калужский автокластер заработает в полном объеме

В декабре этого года ряд предприятий калужского автопрома заработают в тестовом режиме. По словам главы региона, для трех крупнейших автопроизводителей уже "определен вектор развития".
Возобновления деятельности калужских автопредприятий ждать недолго.
Возобновления деятельности калужских автопредприятий ждать недолго. / Антон Новодережкин/ТАСС

В начале ноября губернатор Владислав Шапша заявил, что ожидается запуск предприятий, ранее выпускавших Volkswagen, Peugeot и Volvo. А следом заместитель губернатора Владимир Попов на публичных слушаниях по проекту областного бюджета на 2024 год сообщил, что калужский автопром с декабря заработает в тестовом режиме и уже в следующем году приступит к серийному производству. По его словам, сейчас в простое находятся восемь из 30 компаний автокластера. "При этом почти все из них с перспективой возобновления и перезапуска", - подчеркнул замгубернатора. Предполагается, что после возобновления работы предприятий доля автопрома в ВРП области составит семь процентов.

- На самом деле очень важно, что будет с автокластером Калужской области дальше, - пояснил "РГ" депутат Государственной думы РФ Геннадий Скляр. - Сегодня мы должны оценить перспективы, должны понять, что мы хотим делать. Основной фактор - появление китайских корпораций, которые несут с собой заказы на легковые европейские автомобили, собранные в Китае. Это то, что придет к нам из Китая. Если мы видим это, то должны понимать, что условием их появления должна быть максимальная локализация производства в России и легкового, и грузового транспорта. Автокластер должен максимально участвовать в производстве новых автомобилей в России, в том числе и двигателей, и автокомпонентов. Думаю, впереди серьезные переговоры именно о степени локализации производства.

Геннадий Скляр считает, что решение пересадить госслужащих на продукцию отечественного автопрома - это сигнал инвесторам: если вы хотите, чтобы ваши автомобили имели гарантированный спрос, должны соответствовать российским требованиям. А это прежде всего максимальная локализация производства. К тому же, по мнению депутата Госдумы, сегодня надо думать об экспортном потенциале автомобилей, сделанных в России, в третьи страны.

- Если мы будем тут, в России, контролировать всю технологическую цепочку, мы будем чувствовать себя уверенно в экспортных контрактах. Речь об освоении многих новых рынков. По моему мнению, мы не просто должны заткнуть образовавшуюся дыру и запустить производство, дать людям работу - автозаводы должны иметь перспективу как внутри рынка, так и экспортную, - пояснил Геннадий Скляр.

Автокластер должен максимально участвовать в производстве новых автомобилей в России

По его словам, чтобы возобновить производство на заводах европейских брендов, необходимо отладить технологические линии под новые реалии. В частности, протестировать это наследство и ответить на вопрос: насколько линии соответствуют выпуску иной продукции? Также необходимо отработать использование квалифицированных кадров - рабочих и инженеров - на предмет их переориентации. Только тогда можно будет уверенно переходить к серийному производству.

Производство легковых автомобилей Volkswagen, Mitsubishi, Peugeot, Citroen и Opel, грузовиков Volvo в Калужской области было приостановлено весной прошлого года. При этом ни одно промышленное предприятие за прошедший год не закрылось: хоть на предприятиях автопрома работа остановлена, но при этом работникам оплачивается вынужденный простой. В режиме простоя оказались все автопроизводители и значительная часть производителей автокомпонентов. "Компании не заявляют об уходе с нашего рынка. Работа по возобновлению производства продолжается, в том числе совместно с Минпромторгом России и правительством РФ. Собственники производственных площадок осуществляют поиск потенциальных инвесторов", - пояснили "РГ" в региональном правительстве.

Напомним, завод грузовиков Volvo Trucks был запущен в Калуге в 2009 году. Здесь производили сварку и окраску кабин, сборку. Мощность калужского завода - 15 тысяч единиц техники в год. По данным сайта компании, за 2021 год российское представительство Volvo реализовало 5692 новых грузовика - рост за год на 31 процент. Выпуск грузовиков на калужском заводе прекратился в феврале 2022 года. О возможности продажи бизнеса в России Volvo Group сообщила в конце прошлого года.

Как рассказал "РГ" Геннадий Скляр, производственную площадку планирует приобрести группа "Промышленные инвестиции". После ее перезапуска в Калуге будут выпускать отечественную грузовую технику - полноприводные (трехосные) грузовики "Урал Next". Главный акционер российский, а техническим партнером станет китайская компания, чтобы снизить санкционные риски. "Таким образом, создается перспективная рабочая модель, которая обеспечит новое дыхание калужскому автопрому", - считает депутат Госдумы. По словам Геннадия Скляра, производство грузовиков начнется уже в этом году.

Недавно сменил собственников и калужский завод Volkswagen. По словам главы региона, идут переговоры с китайскими партнерами. "Это рабочий процесс. Небыстрый. Все заводы будут запущены и начнут работать по своему профилю", - заверил губернатор.

Volkswagen приостановил производство на своих заводах в России в марте прошлого года. Производственная мощность автозавода, расположенного в индустриальном парке "Грабцево" в Калуге, - 225 тысяч автомобилей в год. Здесь выпускали Volkswagen Polo, Volkswagen Tiguan и Skoda Rapid. Кроме того, немецкий концерн построил в Калуге завод бензиновых двигателей мощностью 150 тысяч единиц в год.

В апреле этого года правительственная комиссия по контролю за осуществлением иностранных инвестиций разрешила продажу калужского завода Volkswagen. В это же время появилась информация, что на его конвейерах будут выпускать автомобили китайского автоконцерна Chery.

- На этом этапе просто выпускать, что было раньше, для Китая неинтересно. Предполагаю, что сегодня речь идет о выпуске электромобилей. И здесь ключевой вопрос - где будет производство аккумуляторов? Думаю, что на территории нашей страны. Неслучайно "Росатом" строит завод аккумуляторов, создает сеть электрозаправок, свой электротранспорт, - считает Геннадий Скляр.

Первые автокомплекты прибудут на бывший Volkswagen в декабре 2023 года, пояснял в начале ноября Владислав Шапша. А завод ПСМА Рус (совместное предприятие Stellantis и Mitsubishi), по его словам, также производит пробные партии и отрабатывает технологии, идет локализация предприятия.

"Санкционное давление сказалось на промышленности региона. Но не стало критичным. Большинство предприятий работают, как и прежде. А там, где бывшие владельцы решили уйти, собственниками становятся российские компании. Мы заинтересованы, чтобы при смене владельца сохранялись профили предприятий, рабочие места, зарплаты и соцгарантии", - написал в своем телеграм-канале калужский губернатор.

Кстати

В октябре перезапустили производство бывшего завода Total в Ворсино. Теперь здесь будут выпускать продукцию под брендом Lemarc. Это новая торговая марка моторных, трансмиссионных и индустриальных масел для российского рынка. Его мощность - 75 тысяч тонн продукции в год. "Важно, что предприятие будет не только выпускать широкую линейку смазочных материалов, но и работать по современным экологическим и технологическим стандартам", - написал Владислав Шапша в своем телеграм-канале.