Артур Русланович, один из критериев успешности образовательной деятельности - средний балл ЕГЭ студентов. Судя по мониторингу, этот показатель у вас из года в год растет, то есть на педагогические специальности стремятся поступать сильные абитуриенты. Связано ли это с ростом престижа профессии учителя?
Артур Дзиов: Безусловно. Средний балл зачисленных на очное обучение у нас в этом году вырос на 1,2 балла и достиг 64,84. А по некоторым дисциплинам баллы даже выше. Например, "Правоведение и правоохранительная деятельность" - выше 71, "История. Обществознание" - 66, "Русский язык. Литература" - 65 и более. В этом году к нам поступила стобалльница по литературе Мария Бронникова из шадринской школы № 1. Это тоже добрый знак - раньше такие ребята в основном стремились в мегаполисы. Ну и сам конкурс говорит о повышении интереса к педагогическим специальностям. На 365 бюджетных мест очной формы бакалавриата подали 1413 заявлений - четыре человека на место. А у заочников 1085 человек претендовали на 153 места. Высокий конкурс был и на магистратуру у очников - 222 заявления на 36 мест. План приема в вуз мы выполнили. Студентами ШГПУ стали почти 950 человек, из них более 270 поступили на коммерческой основе.
В этом году многие подавали заявления через портал госуслуг.
Артур Дзиов: Да, мы активно развиваем с минцифры новый электронный формат. Если в прошлом году некоторые к нему еще присматривались, осторожничали, то в нынешнем 44 процента заявлений на очную и 50 на заочную форму бакалавриата было подано онлайн. Кстати, таким образом к нам поступили пять участников СВО.
Те, кто уже вернулся с СВО?
Артур Дзиов: Нет, действующие бойцы, контрактники, которые сейчас находятся на линии фронта. Они учатся заочно, соответственно, и сессии будут сдавать дистанционно. Кроме того, студентами стали четверо детей участников спецоперации. Причем ребята проходили по общему конкурсу, хотя могли воспользоваться квотой для этой категории абитуриентов.
Не секрет, что раньше кое-кто поступал в педагогический, лишь бы получить "корочки" о высшем образовании, а по специальности не работал. Сейчас что-то изменилось?
Артур Дзиов: Приведу такой факт: на бакалавриат нынче поступило 66,4 процента одиннадцатиклассников, остальные 33,6 пришли с дипломом СПО (среднего профобразования) после окончания колледжей. Ребята осознанно сделали выбор в пользу педагогики. Мы всячески их стимулируем, проводим масштабную профориентационную работу. В 2023-м организовали 37 психолого-педагогических классов в школах по всей области. В октябре в комплексе отдыха и развития "Чумляк" при поддержке департамента образования и науки Курганской области прошла профильная смена. 200 школьников под руководством наших сотрудников неделю осваивали навыки вожатых. Упор делали не только на теорию, но и на то, чтобы заинтересовать ребят, показать профессию педагога с привлекательной стороны. А то, знаете, на учителей много льется негатива… Вот старшеклассники и проверили на себе, легко ли быть учителем. Надеемся, они не разочаровались, а наоборот, укрепились в выборе будущей профессии.
Многие предприятия работают напрямую с вузами, чтобы подготовить кадры. К вам обращаются с такими предложениями?
Артур Дзиов: К сожалению, кадровый голод не обошел и педагогику. Чтобы восполнить дефицит, недостаточно только профориентационной работы. В специалистах должны быть заинтересованы прежде всего работодатели, поэтому предприятия правильно делают, что взаимодействуют с вузами. На наших выпускников тоже поступает много заявок из Курганской, Тюменской, Свердловской областей. Ребята обучаются по целевому набору. А недавно группа студентов вернулась после двухнедельной стажировки на Ямале. Им оплатили проезд, проживание, показали округ, школы, познакомили с директорами, рассказали о рабочей нагрузке, зарплате, льготах, местных достопримечательностях и традициях. Неплохо бы и другим регионам перенять такой опыт. Кстати, администрация Шадринска во главе с мэром Антоном Моканом тоже устроила нашим выпускникам экскурсию в строящуюся трехэтажную школу и новые детсады. Отличная инициатива, направленная на закрепление кадров.
Раз уж мы коснулись географии, из каких регионов приезжают ваши студенты?
Артур Дзиов: Больше половины, конечно, из Зауралья. Но есть из Свердловской, Тюменской, Челябинской областей. Впервые в этом году большой набор иностранцев. Если раньше их было не более 10-15 процентов, то сейчас каждый пятый студент-первокурсник - иностранный гражданин. В основном представлены страны СНГ: Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Туркмения, Азербайджан. Шесть человек из Китая. Впервые в магистратуру на заочную форму поступила гражданка Мадагаскара.
Интересно, почему именно Шадринск?
Артур Дзиов: Думаю, свою роль сыграла наша дружба со странами Африки. Мы выиграли грант Министерства просвещения РФ на продвижение в африканском регионе русского языка. Весной ШГПУ подписал два меморандума о сотрудничестве с университетом Антананариву (Мадагаскар) и Ассоциацией российских соотечественников на Сейшелах. В обеих республиках созданы Центры открытого образования на русском языке, где преподают и наши педагоги. В сентябре в ШГПУ приезжала делегация Мадагаскара на курсы повышения квалификации по методике преподавания русского языка как иностранного. Видно, студенты поделились впечатлениями о городе и вузе. Так у нас появилась малагасийка.
Я заметила, вы очень активно участвуете в грантовых конкурсах.
Артур Дзиов: Не только участвуем, но и учим других выигрывать гранты. Чтобы привлечь средства на реализацию проектов, нужно грамотно оформить и подать заявку, сформулировать задачи и цели, а потом пошагово прописать, как этого достичь. Этому никто не учит. А мы взяли на себя такую миссию, но прежде сами прошли весь путь. Отправляли на конкурс заявки, они не проходили. Переписывали. Словом, шишек набили много, но все-таки добились своего. Теперь мы в этом деле, можно сказать, профессионалы и бесплатно обучаем всех желающих. Более того, вышли на федеральный уровень. В сентябре в Москве завершился Всероссийский форум проектных команд педвузов "Время мечтать" для будущих учителей и педагогов. Одним из организаторов стал наш университет - победитель конкурса Росмолодежи. Кроме того, мы взяли на себя обязательства провести серию форумных мероприятий. Месяц назад организовали окружной фестиваль межнационального взаимодействия "Время дружить". Двое наших студентов - активистов поисковых отрядов приняли участие во Всероссийском семинаре "Без срока давности", прошедшем в Великом Новгороде.
Год педагога и наставника выдался очень насыщенным. Чем порадуете или удивите в 2024-м?
Артур Дзиов: Будем продолжать проектную деятельность, впереди нас ждут интереснейшие форумы "Твой ход", "Учитель будущего" и другие. Планируем развивать материально-техническую базу, после капремонта откроем новый учебный корпус на улице Архангельского. По инициативе губернатора Курганской области Вадима Шумкова отреставрируем старое общежитие по улице Пионерской - одно из украшений Шадринска, памятник истории и культуры XIX века. Он находится на одном из въездов в город со стороны Челябинска. Вадим Михайлович проявил деятельное участие в судьбе здания, и вскоре начнется его капитальный ремонт. Но самым главным событием 2024-го станет, конечно, 85-летний юбилей нашего вуза. Мы к нему уже начали готовиться.
В России создают учебно-педагогические округа под эгидой педвузов. В Зауралье уже есть такой?
Артур Дзиов: Да, 4 октября мы подписали трехсторонний договор с региональным департаментом образования и науки и Институтом развития образования и социальных технологий о создании учебно-педагогического округа № 31 (нумерация Министерства просвещения РФ). То есть ШГПУ становится региональным центром педагогической науки и практики, ответственным за развитие непрерывного педагогического образования в Курганской области. Такая система существовала в XIX веке в России, только округа тогда называли университетскими. По инициативе министра просвещения Сергея Кравцова этот опыт возродили.