При этом уже не первый год отмечается увеличение доли возрастных соискателей. "Большая часть кандидатов на должность водителя категории Е старше 45 лет", - говорит Дмитрий Хрущалев, замгендиректора по развитию ГК "Деловые Линии". Эксперт отмечает, что спрос на водителей категории Е за этот год вырос на 8 процентов, на водителей категорий В и С - на 42 процента. А рынок логистических услуг прибавляет: за 9 месяцев объем грузоперевозок увечился на 23 процента.
По данным "Деловой России", в стране не хватает около 50 тысяч водителей грузовиков. Уже сейчас из-за дефицита простаивает примерно десятая часть автопарка некоторых компаний. Профессия устаревает, средний возраст работников составляет 48-52 года.
Мария Шелофаева, замруководителя по работе с персоналом STALOGISTIC рассказывает, что зарплата в среднем по отрасли за год увеличилась на 20-30 процентов. Это актуально в основном для линейных позиций - экспедиторов, менеджеров по продажам и т.д. "Борьба за кандидатов с опытом идет нешуточная. Пример из практики: соискатель обновил резюме на hh.ru буквально на несколько часов и закрыл доступ. За это время получил более десятка звонков и приглашений на собеседование", - говорит эксперт.
В условиях жесткой конкуренции за персонал деньги - значимый фактор. По данным SuperJob, в Москве средняя зарплата водителя большегруза - 150 тысяч рублей, максимальная - 270 тысяч (прирост за год - 20 процентов). Зарплата грузчика - 70 тысяч рублей, максимальная - 100 тысяч, прирост за год - 27,3 процента.
Ольга Чернова, эксперт по управлению персоналом производственного департамента Boxberry рассказывает, что в России один из самых развитых рынков доставки с высоким качеством сервиса. При этом изменились условия труда для линейных специальностей. "В крупных компаниях уже не редкость ДМС для комплектовщиков и сортировщиков, что раньше невозможно было представить. Изменились и требования к кандидатам. Рассматривают и студентов, и кандидатов серебряного возраста, если они способны выполнять нужные функции. На мужские вакансии стали брать женщин", - говорит Ольга Чернова.
По мнению экспертов, в ближайшие годы дефицит водителей грузовиков и складского линейного персонала сохранится. Вслед за этим будут расти зарплаты. Компании продолжат развивать автоматизированные и цифровые технологии, чтобы снизить зависимость бизнеса от ручного труда.
"В перспективе снизить нехватку водителей грузовиков поможет развитие роботизированных технологий. Например, ПЭК совместно с КамАЗ уже запустил беспилотные грузоперевозки. Четыре рейса в сутки доставляют грузы между Москвой и Санкт-Петербургом по трассе М11", - говорит Вадим Филатов, совладелец и заместитель директора ПЭК.
Галина Кезикова, директор по персоналу "Курьер Сервис Экспресс" считает, что дополнительные дни отпуска, индивидуальные графики работы, оплачиваемое обучение, отказ от возрастных и гендерных стереотипов помогут решить кадровую проблему.
Условия работы в некоторых компаниях на линейных позициях в логистике уже сегодня стали даже более привлекательными, чем у части офисных работников. "Сейчас важен человекоцентричный подход. Компании, которые продолжат относиться к персоналу как к неисчерпаемому ресурсу, проиграют и столкнутся с большими трудностями", - резюмирует Ольга Чернова.