Воронежским зрителям показали театр "на коленке" и спектакли-блокбастеры

Самые яркие постановки для детей и молодежи, созданные за последние несколько лет, оценила публика IX Театрального фестиваля "Маршак". Смотр по традиции прошел в Воронеже в дни ноябрьских школьных каникул.
Всего на "Маршаке" было представлено 13 спектаклей, которые посмотрели более девяти тысяч зрителей.
Всего на "Маршаке" было представлено 13 спектаклей, которые посмотрели более девяти тысяч зрителей. / Андрей Парфенов

Показы 13 спектаклей собрали более девяти тысяч зрителей. А если учесть посетителей книжной ярмарки, где были представлены продукция двух десятков независимых издательств, мастер-классы и творческие встречи, то общий охват форума составил 10,5 тысячи человек.

"Маршак" с самого начала задумывался как проект, который знакомит воронежцев с лучшими образцами детского театра. Акцент ставили на те жанры и формы, которые по объективным причинам не представлены в местном репертуаре. Причем делалось это за счет не только столичных и зарубежных постановок, но и спектаклей, выпущенных в разных уголках России, порой совсем небольшими труппами.

В целом направленность фестиваля на развитие публики, расширение ее кругозора сохраняется и сегодня - несмотря на то что международные проекты из программы ушли.

Так, "Ак буре" театральной площадки MON из Казани познакомил воронежцев с татарским фольклором. Сказку о Белом волке артисты рассказали под национальную музыку на смеси языков, скрываясь за плоскими куклами-тантамаресками. "Белая уточка" Театра кукол имени Сергея Образцова раскрыла фольклор уже русский, причем с непривычной для многих стороны - страшноватой и мистической. Режиссер Борис Константинов поставил настоящий ужастик в этностиле, где жутковатые маски превращают героев в оборотней, а за безобидным проступком следуют падение и жестокая расплата. Спектакль ориентирован на подростков - и неожиданной формой, честной по отношению к первоисточнику, действительно подкупает юных скептиков, обычно склонных в театре ерзать, дерзить и сыпать остротами.

Показать ребенку, что театральное действо может родиться вот так из ничего, силой фантазии и вдохновения, - принцип многих участников "Маршака"

Массу восторженных откликов собрал "Ревизор" Игоря Казакова (Театр кукол Республики Карелия) - уморительно смешной, смелый и отчаянно актуальный. Актеры здесь превращены в подобие ростовых кукол с огромными головами, на которых застыли выражения глупости, самоуверенности и подобострастия. За счет пластики тела, мелких и точных жестов, модуляций голоса эти уродливые персонажи становятся живее всех живых - так что в финале публика даже сочувствует Городничему, который раздавлен последними известиями, как клоп на обоях.

Несколько спектаклей было связано с новой детской литературой. Петербургский театр Karlsson Haus показал две лаконичные и забавные постановки Екатерины Ложкиной-Белевич: "Маму Му" по иллюстрированной серии Юи Висландер и Свена Нурдквиста и "Зверский детектив" по книге Анны Старобинец. При всей внешней простоте они сделаны без заигрывания с малышней и, так сказать, скидок на возраст: одни образы и смыслы ребенок считает сам, другие подскажут родители, а третьи... третьи пусть останутся со взрослыми, которые счастливы от возможности ходить в театр под прикрытием детей.

Такая же многослойность заложена в "Тоне Глиммердал" Ивана Пачина. От повести о современной Пеппи здесь остались основные сюжетные линии и персонажи, дюжину которых мастерски воплощает одна актриса - Евгения Ивашова. Перед зрителем проплывают безобидный деревенский пьяница, хам-коммерсант (на самом деле неплохой и даже чуточку сентиментальный дядька), женщины трудной судьбы, простоватый папа-домохозяин и мама, которая вся - одно сплошное объятие. Создавая театральное чудо "на коленке", в игре с подручными предметами, исполнители касаются сложных и болезненных тем: одиночества среди людей, драмы ребенка, чьи родители в разводе, гордости и предубеждений в отношениях с самыми близкими.

Показать ребенку, что театральное действо может родиться вот так из ничего, силой фантазии и вдохновения, - принцип, который декларируют многие участники "Маршака". Особенно явно это прослеживается в спектаклях для малышей от двух лет. Скажем, "Я делаю мир" от театра "Домик Фанни Белл" целиком построен на игре с бумажками всех мастей - от мятых крафтовых оберток и картонных коробочек до белоснежных листов для принтера. Из них возникают океан и горы, чайки и акулы, кораблик и избушка. На утесах и островах появляется скот, по склону вьется железная дорога, пакет из супермаркета с гирляндой внутри превращается в многоэтажный дом или ТРЦ... От елового леса остается одно дерево - зато не простое, новогоднее. Горсть конфетти в воздух - вот и праздник!

- История про то, что от мира природы, айсбергов и коров мы приходим к миру города, где елка - только на главной площади, а животные - только в зоопарке, - это линия для родителей. А для детей в бэби-спектакле главное - разные раздражители (звуки, цвета, формы, переливы света. - Прим. ред.), новые слова и обучение. Мы показываем, сколько всего можно сделать из обычного листка: птичку, подзорную трубу, зиму. Сейчас все ориентировано на то, чтобы потратить кучу денег на игрушки, которые сломаются через неделю, на те же смартфоны. Важно вернуть внимание детей к коробке, бумажке, пакету от обуви. Ребенок как котик: покупаешь дорогую игрушку - а он играет с пакетом от нее. Чем покупать развивающие игрушки, лучше потрать 15 минут и сочини с малышом игру из подручных материалов, - уверена режиссер Александра Ловянникова.

Как обычно, на "Маршак-2023" пригласили и масштабные, технически сложные спектакли. Ставить такое для детей в Воронеже не позволяет бюджет театров, но многие зрители уже привыкли, что "блокбастеры" обязательно появятся в афише на осенних каникулах.

К примеру, Российский академический молодежный театр представил "Остров сокровищ" в постановке Александра Коручекова. Режиссер опирался не на веселые советские экранизации, а на книгу Стивенсона как на роман взросления. Пришлось оставить и длинные монологи (их наложили на мелодии популярных рок-баллад), и зубодробительную для школьников морскую терминологию. Зато можно было не скупиться на спецэффекты, стрельбу, драки и погони. Персонажи изображены с изрядным юмором, однако он не заслоняет кровавой, в общем-то, сути охоты за кладом Флинта, который почти никому не принес счастья.

Пермский академический "Театр-Театр" вновь порадовал воронежцев мюзиклом - на сей раз на музыку Максима Дунаевского и стихи Юрия Энтина. "Летучий корабль" режиссера Дамира Салимзянова сделан по канве бессмертного мультика, но с добавлением новых диалогов, песен и шуток на злобу дня.

- В мультфильме Забава - барышня, внешне более взрослая. А моя героиня - простая девчонка, которая, как и все, хочет любви, - отметила актриса Анна Огорельцева. - Она не принцесса. Впервые увидев Ваню, начинает его дубасить березой в кадке. Не по-царски так поступать, правильнее позвать стражу. Но такая Забава ближе к зрителю. Ваня у нас тоже простой: сам говорит, что и раньше-то умным не был, а от любви совсем голову потерял. Ну и ничего, зато с руками, все сделает. А любит как! Что еще надо для счастья?..

прямая речь

Петр Вяткин, актер, драматург (театр "Домик Фанни Белл", Москва):

- К детским спектаклям в профессиональной среде иногда относятся спустя рукава - как к представлениям с Дедом Морозом. Мол, нарядились, что-то слепили, повеселились - и достаточно. А потом взрослые, которые приводят в зал ребенка, пожимают плечами: мол, мне было скучно, так это потому, что постановка детская. На самом деле для детей надо делать самое лучшее, выкладываться по полной, строить сюжет так, чтобы интересно было и малышам, и родителям, и бабушкам-дедушкам.