- Порой я чувствую себя исследователем, потому что провожу в домашней "лаборатории" всевозможные эксперименты: ищу новые методы дубления и окрашивания этого удивительного материала. Кстати, тактильные ощущения от контакта с ним невероятные, они пробуждают творческую фантазию, - признается мастерица.
Впервые она познакомилась с рыбьей кожей на мастер-классах в родном поселке Ноглики на севере Сахалина. Студентка первого курса лингвистического вуза заинтересовалась искусством уйльтинской мастерицы Вероники Осиповой. У нее постигала азы изготовления украшений - всевозможных подвесок из кожи и меха.
Желание заниматься этим ремеслом подвигло к освоению новой профессии - выделке кожи. Процесс оказался увлекательным. Перепробовала кожу разных рыб, получила хороший практический опыт, но и спустя десять лет художница не считает себя знатоком технологии.
- Хочу написать книгу на основе результатов моих экспериментов, с рецептами дубления и окрашивания кожи. Этих знаний в самом начале мне так не хватало. Книга, на мой взгляд, поможет тем, кто захочет заниматься таким ремеслом и искусством одновременно. Важно не утратить культуру коренных малых народов Севера, которые в былые времена шили из рыбьей кожи одежду, обувь, головные уборы, предметы быта, - говорит Ольга Камболова.
В родословной самой островитянки нет представителей коренных этносов Сахалина. Но она с детства слышала их легенды и предания, читала народные сказки. Некоторые нашли отражение в сюжетах ее картин. Как, например, в "Тюлене и камбале", где угадываются мотивы нивхской сказки. На создание полотна с изображением девушки-лебедя художницу вдохновил рассказ писателя Владимира Санги "Кык-кык".
- Не соглашусь с тем, что старинное искусство не может быть современным и актуальным. Использование традиционных материалов позволяет окунуться в прошлое, в историю, переосмыслить ее, уловить связь с настоящим, - говорит Ольга Камболова.
Творческий процесс сборки "пазлов" из различных кусочков кожи напоминает медитацию. Оттенки, текстура материала подсказывают сюжет будущего произведения, которое она считает результатом совместной с природой работы.
Сейчас художница создает серию ботанических линогравюр. Идея пришла ей в процессе дубления и окрашивания кожи с использованием растений. Уже готова серия с брусникой, на подходе - с шиповником.
- Работы делаю на основе реальных предметов, воплощая свои идеи и фантазии. Сюжетные ограничения возникают крайне редко, когда, допустим, кто-то из заказчиков просит создать что-то конкретное, - рассказывает художница.
В числе ценителей ее искусства жители Якутии, Москвы и, конечно же, Сахалина.
- Два панно я отправила во Флоренцию, но это был не заказ, а своего рода коллаборация. Итальянская мастерица изготовила из них клатчи. Получилось прекрасно, - уточняет Ольга.
У нее немало единомышленников, которые находят друг друга через интернет. Коллективное общение людей из разных стран идет по видеосвязи.
- Было интересно увидеть коллег, познакомиться с их опытом. Оказывается, различные предметы из рыбьей кожи изготавливают в Японии, на Аляске, в Исландии, в Канаде, - говорит мастерица.