В Нижегородской области ремонтируют рекордное количество автодорог

Федеральные трассы М-7 "Волга", Р-177 "Поветлужье" и Р-158 Нижний Новгород - Саратов в Нижегородской области являются ключевыми в опорной сети дорог Нижегородской области и имеют большое значение для жизнедеятельности региона. Начальник ФКУ "Упрдор Москва - Нижний Новгород" Александр Нефедов на деловом завтраке в нижегородской редакции "Российской газеты" рассказал о происходящих на трассах преобразованиях и ближайших планах развития.

Основное внимание - на М-7

По словам Александра Нефедова, в производственную программу 2023-2024 гг. включены три искусственных сооружения и 11 участков, общей протяженностью 226 км. Суммарная протяженность трех федеральных трасс М-7 "Волга", Р-177 "Поветлужье" и Р-158 Нижний Новгород - Саратов, проходящих через регион, - 577 км, в ремонте сейчас находится 40 процентов всей сети. Это уникальные масштабы на федералках в Нижегородской области. До конца сезона будет введено в эксплуатацию после ремонта около 100 км. Фактический километраж отремонтированных в этом году участков будет больше - на уровне 60 процентов двухлетних планов. На следующий сезон дополнительно предусмотрено еще несколько объектов, так что финальная цифра отремонтированных дорог будет выше.

Сейчас основное внимание сосредоточено на трассе М-7 "Волга". В последние несколько лет на эту ключевую для страны автомобильную магистраль выпадает повышенная нагрузка. Интенсивность движения на отдельных участках уже превышает 40 тысяч автомобилей в сутки, а в пиковые периоды достигает 50-55 тысяч. Это связано в том числе с ростом популярности внутреннего туризма, экономической активностью и увеличением грузовых автомобильных перевозок. Соответственно дорожное покрытие изнашивается быстрее. Из 220 км М-7, которые проходят по Нижегородской области, в ремонте на текущий момент находится больше половины - 134 км. В этом году нижегородцы закончат работы на 76 км.

С учетом проведенных в 2021-2022 году работ практически полностью будет отремонтирован четырехполосный отрезок трассы от границы с Владимирской областью до обхода Нижнего Новгорода с 341-го по 399-й км. Помимо непосредственно асфальтового покрытия, здесь также обновляется инфраструктура - остановки, дорожные знаки, барьерное ограждение, система водоотвода и водопропускные трубы.

На обходе Нижнего Новгорода также ведется замена верхнего слоя покрытия с 399-го по 415-й км. Работы здесь разбиты на два года.

- В этом сезоне сделаем почти 10 км, а оставшиеся - в следующем,- рассказал Александр Нефедов. - Мы сознательно пошли на такой шаг, чтобы минимизировать заторовые ситуации от ограничений движения, так как на этом участке магистрали идет еще масштабный ремонт моста через Оку на 413-м км. Работы на проезжей части закончим до конца 2023 года, а на подмостовом пространстве - в следующем. Кроме того, выполняются планово-предупредительные работы на путепроводе развязки с трассой Р-158. Здесь также заменим дорожное покрытие и восстановим поврежденные конструктивные элементы сооружения.

На казанском направлении завершены работы по замене верхнего слоя покрытия на участке от Кстова до поворота на Лавровку с 442-го по 465-й км и ремонт участка с 474-го по 490-й км. Если принимать во внимание выполненную в прошлом году реконструкцию участка с 465-го по 474-й км в районе Работок, то на отрезке от Кстова до Лыскова будет обновлено порядка 50 км дороги. Еще шесть километров М-7 "Волга" в этом году отремонтируют у Воротынца. В последующие годы практически весь участок М-7 в Воротынском районе будет приведен в порядок.

В связи с новой платной трассой М-12 ожидаем перераспределения транспортных потоков и снижения нагрузки на нашу сеть. В первую очередь на М-7 "Волга", которая сейчас является основным путем до Казани. Естественно, уменьшение количества автомобилей положительно скажется на безопасности и сроке службы дорожного покрытия. С другой стороны, возрастет интенсивность движения на соединяющей Нижний Новгород с новым автобаном федеральной дороге Р-158. Поэтому уже сейчас мы приступили к ее серьезной модернизации. Разработана проектная документация расширения дороги до места пересечения с М-12 у Арзамаса. Реализация первого этапа капремонта началась.

Александр Нефедов пояснил, что до конца следующего года дорога будет расширена с 40-го по 52-й км от Нижегородца до Лапшихи. В перспективе планируется перевод в четырехполосное исполнение порядка 215 км Р-158 в Нижегородской области и Мордовии. Задача - соединить крупные городские агломерации современной и безопасной автодорогой с высокой пропускной способностью. Реализация этого проекта придаст дополнительный импульс развитию экономического и туристического потенциала регионов и повысит уровень мобильности населения.

Не забывают в Упрдоре и о сегодняшнем дне. На Р-158 в Починковском районе завершается ремонт участка Арзинка - Ужовка - Починки со 193-го по 218-й км. Значительную часть сделали еще в прошлом году. Предыдущая подрядная организация не смогла своевременно и качественно довести работы до конца из-за возникших у нее внутренних проблем. Контракт пришлось расторгнуть. Весной проведены конкурентные процедуры по выбору нового исполнителя.

Новая северная артерия

Александр Нефедов пояснил, что осенью 2020 года правительством РФ федеральное значение присвоено дороге Нижний Новгород - Боковая - Йошкар-Ола, которая получила наименование Р-177 "Поветлужье". Это вполне логичный шаг, так как она соединяет административные центры Нижегородской области и Марий Эл. Такой признак федеральной автомобильной дороги прописан в действующем законодательстве. Кроме того, она ведет в город золотой хохломы - Семенов, проходит по популярному туристическому маршруту у озера Светлояр и реки Ветлуги. Именно поэтому на федеральном уровне решили повысить статус дороги, чтобы к ней было соответствующее внимание.

Сейчас в нашем ведении находятся участки в Семеновском и Воскресенском районах - от Тарасихи до границы с Марий Эл. Отрезок в Борском районе пока находится в собственности региона, но совместно с минтранспорта Нижегородской области ведется работа по подготовке всех необходимых документов для его передачи.

- Оперативно была разработана программа по приведению дороги к нормативному состоянию. С весны 2021 года мы приступили к ее реализации. В первую очередь стали заниматься искусственными сооружениями, так как это наиболее критичная для движения составляющая часть дороги. В 2021 году отремонтировали сразу четыре моста - через Санохту (77-й км), Керженец (90-й км), Люнду (118-й км) и Суходол (157-й км). В этом году в порядок привели мост через Черемиску на 166-м км. Кроме того, до конца года будет разработана проектная документация на капремонт мостов через Люнду на 116-м км и Зимару на 124-м км. Рассчитываем, что в 2024 году мы сможем приступить к их ремонту, - уверен начальник Упрдора.

Самым знаковым объектом на этой дороге является ремонт 40 км дороги от Воскресенского до границы с Марий Эл. Серьезных ремонтных работ здесь, похоже, не было с момента ее постройки. Потребовалось определенное время на детальное обследование, подбор подходящих материалов и технологий, чтобы в данной ситуации максимально эффективно отремонтировать дорогу.

Весной стартовала активная стадия. На наиболее поврежденных участках земляное полотно восстанавливают методом холодной регенерации с добавлением скелетного материала из щебня и комплексного вяжущего - цемента и полимерного битума. Такая технология на этой дороге применена впервые. Она позволяет существенно увеличить ресурс прочности основания. Непосредственно дорожное покрытие выполняется из двух слоев - выравнивающего, а также верхнего из износостойкого щебеночно-мастичного асфальтобетона.

Отличительная черта этого ремонта - он ведется не последовательно, отрезок за отрезком, а сразу с двух сторон навстречу друг другу. На текущий момент покрытие полностью заменено на участке со 146-го по 156-й км на обходе Воскресенского и далее до Богородского. С другой стороны участка - от границы Марий Эл до Нагорного - специалисты завершили укрепление основания дороги и укладку нижнего слоя покрытия. Таким образом, в этом году будут закрыты самые проблемные отрезки, которые вызывали много нареканий пользователей дороги и местных жителей. А в следующем году ремонт завершится полностью.

Дополнительные приоритеты

- Наша главная задача как балансодержателя федеральных трасс в четырех субъектах - принимать все меры по обеспечению бесперебойного функционирования подведомственной сети автодорог с высоким уровнем безопасности, - подчеркнул Нефедов. - Выезжая на федеральную трассу, водитель хочет с комфортом и без происшествий доехать до пункта назначения. Для этого мы создаем соответствующие условия, в том числе проводя ремонты, совершенствуя дорожную инфраструктуру, выполняя необходимые мероприятия по текущему содержанию дорог. Водители же должны неукоснительно соблюдать правила и скоростной режим, быть аккуратными и внимательными при движении по дорогам. Только так, вместе, мы можем добиться поставленных целей по сокращению количества ДТП, сохранить жизни и здоровье людей.

При этом сегодня пользователи рассматривают дорогу как комплексный продукт, который должен отвечать самым высоким требованиям качества. Эта тема была ключевой на прошедшей этим летом в Нижнем Новгороде коллегии Федерального дорожного агентства. Как отметил руководитель Росавтодора Роман Новиков, удовлетворенность складывается не только из качества дорожного полотна, но из целого перечня различных факторов. Это и доступность сопутствующих услуг, и безопасность, и даже эстетическая составляющая. Поэтому основная цель работы - создание комфортных условий для пользователей при движении по нашим дорогам, развитие потенциала регионов, в том числе за счет модернизации и улучшения транспортной инфраструктуры. .