По словам Александра Нефедова, в производственную программу 2023-2024 гг. включены три искусственных сооружения и 11 участков, общей протяженностью 226 км. Суммарная протяженность трех федеральных трасс М-7 "Волга", Р-177 "Поветлужье" и Р-158 Нижний Новгород - Саратов, проходящих через регион, - 577 км, в ремонте сейчас находится 40 процентов всей сети. Это уникальные масштабы на федералках в Нижегородской области. До конца сезона будет введено в эксплуатацию после ремонта около 100 км. Фактический километраж отремонтированных в этом году участков будет больше - на уровне 60 процентов двухлетних планов. На следующий сезон дополнительно предусмотрено еще несколько объектов, так что финальная цифра отремонтированных дорог будет выше.
Сейчас основное внимание сосредоточено на трассе М-7 "Волга". В последние несколько лет на эту ключевую для страны автомобильную магистраль выпадает повышенная нагрузка. Интенсивность движения на отдельных участках уже превышает 40 тысяч автомобилей в сутки, а в пиковые периоды достигает 50-55 тысяч. Это связано в том числе с ростом популярности внутреннего туризма, экономической активностью и увеличением грузовых автомобильных перевозок. Соответственно дорожное покрытие изнашивается быстрее. Из 220 км М-7, которые проходят по Нижегородской области, в ремонте на текущий момент находится больше половины - 134 км. В этом году нижегородцы закончат работы на 76 км.
С учетом проведенных в 2021-2022 году работ практически полностью будет отремонтирован четырехполосный отрезок трассы от границы с Владимирской областью до обхода Нижнего Новгорода с 341-го по 399-й км. Помимо непосредственно асфальтового покрытия, здесь также обновляется инфраструктура - остановки, дорожные знаки, барьерное ограждение, система водоотвода и водопропускные трубы.
На обходе Нижнего Новгорода также ведется замена верхнего слоя покрытия с 399-го по 415-й км. Работы здесь разбиты на два года.
- В этом сезоне сделаем почти 10 км, а оставшиеся - в следующем,- рассказал Александр Нефедов. - Мы сознательно пошли на такой шаг, чтобы минимизировать заторовые ситуации от ограничений движения, так как на этом участке магистрали идет еще масштабный ремонт моста через Оку на 413-м км. Работы на проезжей части закончим до конца 2023 года, а на подмостовом пространстве - в следующем. Кроме того, выполняются планово-предупредительные работы на путепроводе развязки с трассой Р-158. Здесь также заменим дорожное покрытие и восстановим поврежденные конструктивные элементы сооружения.
На казанском направлении завершены работы по замене верхнего слоя покрытия на участке от Кстова до поворота на Лавровку с 442-го по 465-й км и ремонт участка с 474-го по 490-й км. Если принимать во внимание выполненную в прошлом году реконструкцию участка с 465-го по 474-й км в районе Работок, то на отрезке от Кстова до Лыскова будет обновлено порядка 50 км дороги. Еще шесть километров М-7 "Волга" в этом году отремонтируют у Воротынца. В последующие годы практически весь участок М-7 в Воротынском районе будет приведен в порядок.
В связи с новой платной трассой М-12 ожидаем перераспределения транспортных потоков и снижения нагрузки на нашу сеть. В первую очередь на М-7 "Волга", которая сейчас является основным путем до Казани. Естественно, уменьшение количества автомобилей положительно скажется на безопасности и сроке службы дорожного покрытия. С другой стороны, возрастет интенсивность движения на соединяющей Нижний Новгород с новым автобаном федеральной дороге Р-158. Поэтому уже сейчас мы приступили к ее серьезной модернизации. Разработана проектная документация расширения дороги до места пересечения с М-12 у Арзамаса. Реализация первого этапа капремонта началась.
Александр Нефедов пояснил, что до конца следующего года дорога будет расширена с 40-го по 52-й км от Нижегородца до Лапшихи. В перспективе планируется перевод в четырехполосное исполнение порядка 215 км Р-158 в Нижегородской области и Мордовии. Задача - соединить крупные городские агломерации современной и безопасной автодорогой с высокой пропускной способностью. Реализация этого проекта придаст дополнительный импульс развитию экономического и туристического потенциала регионов и повысит уровень мобильности населения.
Не забывают в Упрдоре и о сегодняшнем дне. На Р-158 в Починковском районе завершается ремонт участка Арзинка - Ужовка - Починки со 193-го по 218-й км. Значительную часть сделали еще в прошлом году. Предыдущая подрядная организация не смогла своевременно и качественно довести работы до конца из-за возникших у нее внутренних проблем. Контракт пришлось расторгнуть. Весной проведены конкурентные процедуры по выбору нового исполнителя.
Александр Нефедов пояснил, что осенью 2020 года правительством РФ федеральное значение присвоено дороге Нижний Новгород - Боковая - Йошкар-Ола, которая получила наименование Р-177 "Поветлужье". Это вполне логичный шаг, так как она соединяет административные центры Нижегородской области и Марий Эл. Такой признак федеральной автомобильной дороги прописан в действующем законодательстве. Кроме того, она ведет в город золотой хохломы - Семенов, проходит по популярному туристическому маршруту у озера Светлояр и реки Ветлуги. Именно поэтому на федеральном уровне решили повысить статус дороги, чтобы к ней было соответствующее внимание.
Сейчас в нашем ведении находятся участки в Семеновском и Воскресенском районах - от Тарасихи до границы с Марий Эл. Отрезок в Борском районе пока находится в собственности региона, но совместно с минтранспорта Нижегородской области ведется работа по подготовке всех необходимых документов для его передачи.
- Оперативно была разработана программа по приведению дороги к нормативному состоянию. С весны 2021 года мы приступили к ее реализации. В первую очередь стали заниматься искусственными сооружениями, так как это наиболее критичная для движения составляющая часть дороги. В 2021 году отремонтировали сразу четыре моста - через Санохту (77-й км), Керженец (90-й км), Люнду (118-й км) и Суходол (157-й км). В этом году в порядок привели мост через Черемиску на 166-м км. Кроме того, до конца года будет разработана проектная документация на капремонт мостов через Люнду на 116-м км и Зимару на 124-м км. Рассчитываем, что в 2024 году мы сможем приступить к их ремонту, - уверен начальник Упрдора.
Самым знаковым объектом на этой дороге является ремонт 40 км дороги от Воскресенского до границы с Марий Эл. Серьезных ремонтных работ здесь, похоже, не было с момента ее постройки. Потребовалось определенное время на детальное обследование, подбор подходящих материалов и технологий, чтобы в данной ситуации максимально эффективно отремонтировать дорогу.
Весной стартовала активная стадия. На наиболее поврежденных участках земляное полотно восстанавливают методом холодной регенерации с добавлением скелетного материала из щебня и комплексного вяжущего - цемента и полимерного битума. Такая технология на этой дороге применена впервые. Она позволяет существенно увеличить ресурс прочности основания. Непосредственно дорожное покрытие выполняется из двух слоев - выравнивающего, а также верхнего из износостойкого щебеночно-мастичного асфальтобетона.
Отличительная черта этого ремонта - он ведется не последовательно, отрезок за отрезком, а сразу с двух сторон навстречу друг другу. На текущий момент покрытие полностью заменено на участке со 146-го по 156-й км на обходе Воскресенского и далее до Богородского. С другой стороны участка - от границы Марий Эл до Нагорного - специалисты завершили укрепление основания дороги и укладку нижнего слоя покрытия. Таким образом, в этом году будут закрыты самые проблемные отрезки, которые вызывали много нареканий пользователей дороги и местных жителей. А в следующем году ремонт завершится полностью.
- Наша главная задача как балансодержателя федеральных трасс в четырех субъектах - принимать все меры по обеспечению бесперебойного функционирования подведомственной сети автодорог с высоким уровнем безопасности, - подчеркнул Нефедов. - Выезжая на федеральную трассу, водитель хочет с комфортом и без происшествий доехать до пункта назначения. Для этого мы создаем соответствующие условия, в том числе проводя ремонты, совершенствуя дорожную инфраструктуру, выполняя необходимые мероприятия по текущему содержанию дорог. Водители же должны неукоснительно соблюдать правила и скоростной режим, быть аккуратными и внимательными при движении по дорогам. Только так, вместе, мы можем добиться поставленных целей по сокращению количества ДТП, сохранить жизни и здоровье людей.
При этом сегодня пользователи рассматривают дорогу как комплексный продукт, который должен отвечать самым высоким требованиям качества. Эта тема была ключевой на прошедшей этим летом в Нижнем Новгороде коллегии Федерального дорожного агентства. Как отметил руководитель Росавтодора Роман Новиков, удовлетворенность складывается не только из качества дорожного полотна, но из целого перечня различных факторов. Это и доступность сопутствующих услуг, и безопасность, и даже эстетическая составляющая. Поэтому основная цель работы - создание комфортных условий для пользователей при движении по нашим дорогам, развитие потенциала регионов, в том числе за счет модернизации и улучшения транспортной инфраструктуры. .