- Важно ответить на вопрос, как мы будем решать приоритетные задачи, достигать целей социально-экономического развития, преодолевать структурные ограничения. Для этого у нас есть все: предприятия, природные ресурсы, научные заделы, технологические разработки, опытные специалисты, - задал тон главной дискуссии форума помощник президента РФ Игорь Левитин.
Он отметил, что структура экономики меняется усилиями регионов. Уральский федеральный округ может служить тому наглядным примером.
- У нас два триллиона рублей инвестиций с начала года, из них 70 процентов - средства предприятий. В 2022-м цифра была ниже - 63 процента. То есть бизнес вкладывает все больше собственных ресурсов, показывая, что ему сейчас комфортно, - отмечает полпред президента РФ в УрФО Владимир Якушев.
Отличительную черту экономического съезда на Урале определил один из организаторов - заместитель главы Всемирного русского народного собора, председатель совета директоров группы компаний "Царьград" Константин Малофеев. Он обратил внимание на то, что даже баннер столь масштабного события сделан без иноязычных элементов.
- Это первый форум без единого слова на английском, без иностранных инвесторов, тут только отечественные производители. Мы решили, что самое правильное место для его проведения - здесь, в краю промышленников, - подчеркнул известный предприниматель.
- Ранее на экономических форумах в основном обсуждалось привлечение иностранных инвесторов, но сегодня задача - собрать собственные ресурсы и возможности для того, чтобы развивать экономику, ориентируясь на внутренний спрос, - подтвердил планы организаторов губернатор Челябинской области Алексей Текслер. - Мы не отказываемся от взаимодействия с дружественными странами, поддерживаем и развиваем экономические связи, но надо понимать, что можем быть сильнее, в первую очередь за счет внутренних стимулов.
Кстати, форум именно в таком формате глава принимающего региона задумал еще несколько лет назад, - об этом рассказал президент "Опоры России" Александр Калинин на одной из панельных сессий. По его мнению, это верное решение: Южный Урал, обладающий мощным потенциалом, представляет российскую глубинку с ее особой проблематикой, а потому прозвучавшие здесь предложения должны найти отражение в программе экономического роста страны до 2036 года, которая сегодня как раз формируется.
Центром сбора инициатив со всей страны, из которых потом рождаются решения федерального уровня, служит Госсовет. К слову, одну из его ключевых комиссий, по экономике и финансам, возглавляет Алексей Текслер.
- Сейчас идет подготовка к обновлению нацпроектов, уточнению целей развития, и мы в этом активно участвуем. Первый и главный приоритет - люди, народосбережение, решение демографической задачи, рост продолжительности жизни, или, точнее, здоровой жизни, увеличение доходов населения. Все это может произойти на фоне укрепления суверенитета по всем направлениям, - подчеркивает глава Южного Урала.
Пора, по его мнению, вести речь не об импортозамещении, а об импортоопережении. Сейчас каждый четвертый товар или услуга в стране имеют иностранное происхождение, но экономисты считают оптимальной цифру в 15 процентов. Путь к ней лежит через наращивание компетенций, в том числе в такой критически важной отрасли, как микроэлектроника. Отношение к ней должно быть таким же, как к атомному проекту в 1940 годы, уверен Текслер.
Нацпроект по повышению производительности труда сейчас в основном сводится к бережливому производству. Между тем центр тяжести нужно переместить на показатели эффективности, внедряя искусственный интеллект, роботизированные комплексы. В Китае на 10 тысяч работающих приходится 400 роботов, в Южной Корее - свыше 1000. В России же, по данным статистики, лишь восемь. Запуск на Южном Урале первого в стране завода по выпуску серийных промышленных роботов будет способствовать изменению этой пропорции. Параллельно с завершением строительства завода Южно-Уральский госуниверситет открывает направление робототехники, ведь мало произвести умные машины - нужно интегрировать их в технологические процессы.
Чтобы темпы экономического развития не снижались, государственные институты должны действовать осмотрительно, не давить живую инициативу, но при этом активно включать различные страховочные механизмы для поддержки бизнеса, оказавшегося в сложной ситуации под влиянием внешних факторов. Речь не только о санкциях, но и о внутренних условиях. Так, глава Минэкономразвития РФ Максим Решетников отмечает, что появились новые вызовы, связанные с повышением процентных ставок, непростым доступом к капиталу, и это требует реагирования со стороны властей.
На федеральном уровне поставлена задача - увеличить объем инвестиций к 2030 году на 70 процентов. В этой ситуации повышается значение государственных вложений, растущих даже несмотря на непростой бюджетный цикл. А вот вклад банков в новую индустриализацию недостаточно весом: по данным Росстата, 53 процента в общем объеме инвестиций приходится на средства предприятий и лишь немногим более 10 - на банковские заимствования под инвестиционные цели. Эксперты уверены: кредитные организации накопили финансовый "жирок" и могут играть более существенную роль в этом процессе.
Алексей Текслер предлагает активнее вовлекать в модернизацию промышленности Банк России. Актуально использование льготных депозитов регулятора крупнейшими банками и институтами развития для выдачи кредитов реальному сектору. Расширит горизонты возможностей и цифрой рубль. Хотя ряд экономистов опасается перетекания его в потребительский сектор, что может разогнать инфляцию, но грамотное управление должно направить процесс в инвестиционное русло.
Эти предложения ранее уже были озвучены на Госсовете, а вот идея использования отрицательного норматива резервирования на инвестиционный депозит со стороны Банка России прозвучала впервые.
- По таким депозитам не банки в ЦБ будут резервировать деньги, как это происходит сейчас, а регулятор подставит плечо ликвидности банкам, и далее депозит вместе с беспроцентным резервом сформирует тело кредита для промышленного проекта. На мой взгляд, здесь возможна ставка "0+" , - развивает мысль челябинский губернатор. - Нужно запустить реальное проектное финансирование через банковскую систему, это позволит нам перейти от экономики спроса к экономике предложения - такую задачу перед нами поставил президент России.
Промышленникам, по выражению Текслера, нужны 3Д-деньги, то есть длинные, дешевые и доступные. И этот тезис участники дискуссии горячо поддержали.
Когда санкции обрушились на крупные компании, дополнительные функции, связанные с импортозамещением, легли на МСП, констатирует первый зампред комитета Госдумы по малому и среднему предпринимательству Альфия Когогина. Но готов ли к такому повороту сам малый бизнес и как ему эффективно помочь? Налоговые льготы сэкономили МСП около триллиона рублей. Тем не менее значительная часть нуждающихся в поддержке оказалась за бортом по формальным поводам. Но государство с подачи предпринимателей корректирует условия, к примеру, будет расширен круг участников нацпроекта "Производительность труда".
Сектор МСП в стране растет, хотя не все идет гладко. Александр Калинин отмечает: за последние пять лет выросло количество микропредприятий, а средних и малых стало меньше, а ведь именно они вносят более ощутимый вклад в экономику. Для их роста необходимо увеличение господдержки, стимулирование взаимодействия с крупными компаниями, гибкая налоговая политика.
- Когда в Челябинской области приняли пониженные ставки по "упрощенке" для обрабатывающих производств, малый бизнес в этой отрасли сэкономил три миллиарда рублей. Это те деньги, которые мы, предприниматели, вкладываем в развитие, - они остаются в экономике, - поддерживает коллегу председатель Челябинского отделения "Опоры России" Артем Артемьев.
Член коллегии по интеграции и макроэкономике Евразийской экономической комиссии Сергей Глазьев связывает перспективу роста экономики России с духовными ценностями, всегда превалировавшими над материальными в русской культуре. Он рассматривает национальную традицию как конкурентное преимущество. При этом академик заявил о возможности в ближайшие пять лет повысить рост ВВП до восьми, а затем поддерживать на уровне шести процентов в год. Для этого необходимо увеличение инвестиций на 15-20 процентов, а в перспективе - их удвоение, чтобы минимизировать упущенные ранее возможности.
Действительно, роль денежной политики государства сложно переоценить. Замглавы Минэкономразвития РФ Дмитрий Вахруков акцентировал внимание на том, что сегодня регионы переосмысливают работу с инфраструктурными бюджетными кредитами. Два года назад, когда этот механизм заработал, 80 процентов средств в регионах пошло на поддержку жилищного строительства. Сейчас пришло понимание: дешевые бюджетные кредиты нужно направлять в отрасли, обеспечивающие долгосрочный налоговый потенциал, поэтому свыше 60 процентов траншей второй волны вложили в проекты в промышленности и сельском хозяйстве.
В качестве инвестиционного ресурса в министерстве предлагают рассматривать и государственные долги регионов. Для этого запущен механизм реструктуризации бюджетных кредитов, правда, сработал он, по мнению Вахрукова, пока не вполне успешно.
- Мы прорабатываем вопрос, чтобы при принятии решения о следующей волне реструктуризации высвобождаемые средства были направлены на поддержку проектов технологического суверенитета, - подчеркнул чиновник.
Можно эффективнее использовать и нецелевые остатки на счетах регионов, которых на 1 сентября было 4,4 триллиона рублей - это также резерв для поддержки проектов в реальном секторе. При этом замминистра советует учитывать территориальные особенности и историческую специализацию: если все регионы захотят стать курортами, подвести туда море все равно не получится. Рассчитывать лучше на свое.
- В Челябинской области нет нефти и газа. Все, чего мы добиваемся, - результат упорного труда. Это индекс промышленного производства свыше 110 процентов, а в обрабатывающем секторе - более 112. Мы ожидаем по итогам года рост ВРП на 7-8 процентов. Санкционное давление стало вызовом: наши предприниматели восприняли ситуацию как возможность реализовать свои проекты, - подытожил вице-губернатор Челябинской области Иван Куцевляк.