Театр "Урал Опера Балет" дает первый шедевр Верди - "Набукко"

Театр "Урал Опера" (Екатеринбург) дает "Набукко". Первый шедевр Верди, сделавший его знаменитым. Опера, на которой поверяется профессиональный уровень театра - сложная, с ведущей партией хора, еще не расставшаяся с оперной статуарностью, даже помпезностью, но остро эмоциональная, переворачивающая душу проникновенными ансамблями. Ее конструкция может показаться громоздкой, но любые режиссерские кунштюки, придуманные для "оживляжа", способны разрушить главное, что есть в этой музыке, - трагизм, доведенный до состояния концентрата и не допускающий посторонних вторжений.
Режиссура без излишеств. Лишь редкие динамичные мизансцены оттеняют бурление страстей в музыке.
Режиссура без излишеств. Лишь редкие динамичные мизансцены оттеняют бурление страстей в музыке. / предоставлено театром "Урал Опера Балет"

"Набукко" у нас почти не ставили - столичные театры вообще боятся излишней сложности и вечно ссылаются на консерватизм публики, театры региональные редко располагают нужными силами. Екатеринбургский театр за свои 111 лет успешной жизни поставил "Набукко" впервые, ориентируясь только на собственных солистов. Рискнуть подвигла обстановка: бушевал ковид, публика почти не ходила, с финансами было туго, дорогие постановки были не по карману, оставалось уповать на музыку. "Набукко" вышел в спартанских условиях.

Как говорится, не было бы счастья - несчастье помогло. Постановочный лаконизм пошел Верди на пользу: мы получили пространство, идеально приспособленное для чистейшего самозабвенного музицирования. Режиссер Надежда Столбова ограничилась внедрением в действо безмолвного персонажа - девушка в трико, отчаянно жестикулируя, изображает мятущуюся душу, тщетно пытающуюся воззвать к совести героев. Но даже это, честно говоря, только мешает музыке: создает не свойственную ей мелкую суетливость. А так - минимум декоративных деталей, вихри песчаных бурь на заднике, песочного цвета балахоны героев (художник Петр Окунев), лаконичная, но выразительная видеопроекция (Павел Ахметов). Я даже восхитился тем, как мудро поступили постановщики, самоотверженно уйдя в тень и высвободив для музыки и пространство, и внимание публики. Почувствовали: "Набукко" не "Аида", не "Бал-маскарад", не зрелище, и несмотря на неизбежные для жанра пароксизмы любви и равности, эту оперу можно исполнять в соборах в молитвенной тишине.

Режиссерский лаконизм пошел Верди на пользу: театр получил идеальное пространство для музицирования

Главный дирижер театра Констанин Чудовский это понимает и сполна использует уникальные возможности замечательного театрального здания - его акустику. Здесь нет нужды, грубо говоря, драть горло, чтобы услышали и восхитились даже на галерке, здесь слышен каждый шепот, дыхание, здесь возможно немыслимое, тающее в тишине пианиссимо знаменитого хора Va pensiero, который вот в таком небесном звучании я еще не слышал (хормейстер Эльвира Гайфуллина).

Вообще, хор - главное действующее лицо этой ансамблевой оперы, где на сцене мало что происходит, зато все происходит в звучаниях. По сюжету идет сшибка народов и вер, страсти бушуют, но воплощать все это на сцене с конями и смертями было бы разгулом взбесившегося картонажа - слишком далеки события первого тысячелетия до нашей эры. Волнует - музыка, именно она рождает бездну ассоциаций, соединяя века и народы единым эмоциональным потоком.

Сольных номеров в "Набукко" не так много, зато есть невероятной красоты и затаенной силы ансамбли и хоры. Состав солистов не назовешь звездным, но это и хорошо: никто не тянул на себя одеяло, не останавливал спектакль одним своим выходом, никакие побочные силы не влияли на музыку в столь совершенном звучании.

После перевернувшего душу вечера можно стать приверженцем подхода к опере как к музицированию - воссозданию чистой музыки без режиссерского самолюбования, к которому прилипла непочтительная характеристика "режопера".

Кстати

Приближаются рождественские и новогодние дни, театры готовят праздничные программы. "Урал Опера Балет" в декабре покажет премьеру "Любовного напитка" - лирико-комедийной оперы Гаэтано Доницетти, одного из ярчайших образцов бельканто (декабрь 8, 9, 10, 14). 26 декабря пройдут фантастические "Черевички" Петра Чайковского - еще одна недавняя премьера театра, выдвинутая на "Золотую маску" в пяти номинациях, включая "Лучший спектакль" (красочно, весело, изобретательно, азартно). К новогодним декабрьским и январским дням театр готовит традиционный "Рождественский концерт", в котором занята практически вся труппа от солистов оперы и балета до симфонического оркестра и детского хора. Прозвучит музыка многих эпох от барокко до Прокофьева и Малера, от Респиги и Генделя до Леннона и Маккартни.