Фермер Михаил Шкляр с 2013 года выращивает ягоды в открытом грунте. За летний сезон он готов поставить на рынок до 30 тонн клубники и 10 тонн жимолости. Ягода, в отличие от привозной, вызревает на грядках, то есть должна пользоваться спросом.
Фермер сумел вывести свою продукцию на полки крупных сетевых магазинов, но задача эта оказалась очень непростой. Процедура заключения контракта с федеральной розничной сетью занимает от двух до семи месяцев (чем крупнее ретейлер, тем дольше). Большой пакет документов проходит многоуровневую проверку, согласуются карточки товара, маркировка, упаковка, сертификаты… Приемка товара в распределительном центре сети - еще одно непростое испытание: возможны возвраты, отбраковка, а значит, и убытки.
- Выход в сети - это, по большому счету, мечта каждого предпринимателя, огромный канал сбыта, но у него свои сложности, особенно в категории ФРОВ (фрукты и овощи. - Прим. ред.), где деликатный товар с коротким сроком хранения, - констатирует Шкляр.
По его мнению, идеальным решением проблемы сбыта для мелких сельхозпроизводителей был бы мелкооптовый рынок с почасовой арендой. Главное при этом - удобное расположение, скажем, где-нибудь на ЕКАДе, чтобы фермеры не заезжали в город и не попадали в транспортные пробки.
- Привез фермер урожай, отторговался, заплатил за место и уехал. Люди за свежей местной продукцией обязательно придут, это даст толчок развитию маленьких хозяйств, - рассуждает Михаил. - Ярмарки выходного дня, которые проводятся в центре Екатеринбурга, привлекательны лишь для посредников. К примеру, в сезон у меня идет сбор ягод через каждые два дня, а на такой ярмарке конкретный день торговли устанавливается организаторами, а не участниками. И потом, зачем мне терять остаток дня, если я продал товар за четыре часа?
Впрочем, некоторые предприниматели не видят особой проблемы в организации сбыта, считая, что главное - это удачная концепция бизнеса. Например, семейное дело Панфиловых началось с гастрономического эксперимента… на подоконнике в обычной квартире Новоуральска, а сегодня 40 квадратных метров занято многоярусными стеллажами с микрозеленью. Среди бизнес-партнеров Олега и Анны Панфиловых - свыше 20 магазинов и рестораны. По словам Олега, точки общепита стимулируют развиваться в плане ассортимента, но технология выращивания более редкой и экзотической микрозелени сложнее, ее освоение занимает больше времени, а значит, и окупается дольше. Работать с крупными торговыми точками выгодно за счет регулярности и большого объема поставок, хотя и непросто.
Еще одна уральская крафтовая компания решила выйти на рынок полезных перекусов с чипсами из кабачка, свеклы и томатов через сети кафе, ресторанов, вендинговых автоматов в диагностических центрах и спортивных объектах. Чтобы реализовать товар в торговых сетях, ориентированных на здоровье, нужно выделиться чем-то эксклюзивным и предложить оптимальное сочетание цены и качества, что очень непросто, ведь натуральные продукты не могут стоить дешево, поясняет менеджер Ульяна Массонова. Поэтому малый бизнес чаще реализует продукцию на интернет-площадках и в маркетплейсах.
По словам Михаила Шкляра, еще один фактор, который тормозит развитие малых предприятий АПК, - отсутствие существенной господдержки. Так, один из местных инвесторов предпочел развивать ягодный бизнес в Башкирии, где деловой климат лучше. В соседней Челябинской области субсидии на расходы по закладке многолетних насаждений в 12 раз больше, чем в Свердловской области, отмечает фермер.
- Более 20 лет государственные деньги в регионе закачиваются в животноводство, но они не дают особого прироста. А вот сады с учетом дефицита такой продукции показывают высокую экономическую эффективность: к примеру, та же клубника окупает вложения за два года. Средства, вложенные в многолетние кустарники, вернутся через 5-6 лет, но эксплуатироваться такие сады будут на протяжении 20 лет, - рассуждает Михаил Шкляр.
Справка "РГ"
Как сообщили в пресс-службе администрации Екатеринбурга, в этом году на площади 1905 года прошло 13 ярмарок выходного дня, плюс на постоянной основе работают 10 торговых площадок в разных районах города. Суммарно на них состоялось почти 1,5 тысячи ярмарочных дней, где предпринимателям было предоставлено 620 мест. Среди продавцов - 102 фермера, в целом же структура участников такова: 510 малых производителей, 105 средних и пять крупных предприятий, доля иногородних - около пяти процентов. Для индивидуальных предпринимателей стоимость размещения на ярмарке выходного дня составляет тысячу рублей.