В России формируется единая цифровая платформа, которая объединит все меры соцподдержки. С ее помощью граждане смогут получать пенсии и пособия без заявлений и подтверждающих документов, а работодатели - проще и быстрее передавать необходимые сведения в Социальный фонд России. Согласно принятой правительством Концепции цифровой и функциональной трансформации социальной сферы, процесс должен завершиться к 2025 году. Какие электронные услуги можно получить на сегодня - "РГ" разбиралась вместе с экспертами Социального фонда.
Главный принцип работы фонда - проактивность. Это не раз отмечалось в выступлениях главы ведомства Сергея Чиркова. "Мы предоставляем помощь по принципам социального казначейства. То есть инициативно приходим с выплатами при наступлении того или иного жизненного события. Переход на электронный формат позволил реализовать такой подход по больничным. Мы стараемся распространить принцип проактивности на все наши выплаты и страховые пособия. Например, единовременное пособие при рождении ребенка и ежемесячное пособие одному из родителей, который ухаживает за ребенком в первые полтора года его жизни, выплачиваются автоматически, - уточнил председатель Социального фонда. - Так же работает и электронный листок нетрудоспособности. Для него не надо нести работодателю справку о зарплате с прошлого места работы, все происходит автоматически. Информация о больничном и о сумме выплат находится в личном кабинете на портале "Госуслуги". Там можно отследить, когда был открыт лист, когда продлен и когда закрыт, какой размер пособия начислен. А самое главное, выплата приходит без каких- либо обращений куда бы то ни было - сразу после того, как закрылся листок нетрудоспособности".
Электронный листок нетрудоспособности - далеко не единственная услуга соцфонда, предоставляемая без непосредственного участия человека. Меры поддержки, оказываемые гражданам проактивно, уже сегодня охватывают многие жизненные обстоятельства от рождения и до выхода на пенсию.
Услуги, предоставляемые СФР в электронном виде, можно получить через Единый портал государственных и муниципальных услуг (ЕПГУ). Для этого необходимо иметь подтвержденную учетную запись. Зарегистрироваться на ЕПГУ можно по ссылке. Но те, кому сложно разобраться с компьютером (либо в случае отсутствия интернета), могут пойти обычным путем - обратиться в территориальное отделение МФЦ.
Сейчас через ЕПГУ можно получить наиболее востребованные услуги Социального фонда. Например:
- установить, назначить и оформить выплату страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению;
- получить сертификат на материнский (семейный) капитал и выписку об остатке средств на нем, подать заявление о распоряжении всеми или частью средств сертификата;
- получить информацию о предоставлении государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг;
- получить справку о статусе предпенсионера;
- рассчитать примерный размер будущей пенсии с помощью Пенсионного калькулятора;
- передать сведения о транспортном средстве, находящемся в собственности или перевозящем человека с инвалидностью, чтобы иметь право пользоваться бесплатными парковочными местами;
- получить информацию о состоянии индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования;
- получить справку о выплатах: пенсии, пособиях;
- подать заявление об инвестировании средств пенсионных накоплений, получить принятое решение.
"Мы развиваем наши цифровые сервисы таким образом, чтобы они становились как можно более простыми и удобными для людей, чтобы никому не приходилось прилагать излишние усилия для получения различных мер поддержки и выплат. Цифровая платформа, первую очередь которой мы запустим уже в начале следующего года, нам в этом поможет", - отметил Сергей Чирков.
Электронный сертификат на технические средства реабилитации
Электронный сертификат - удобный способ для людей с инвалидностью оплатить технические средства реабилитации (ТСР). Он действует на территории России с 2021 года. На сегодняшний день почти каждое пятое ТСР приобретается с помощью электронного сертификата. Процесс приобретения необходимых изделий для реабилитации похож на привычную покупку в интернете. Оплата производится при помощи банковской карты "МИР", на которую записан электронный сертификат определенного номинала. Сами деньги непосредственно на карту не перечисляются, а резервируются в Федеральном казначействе. В момент покупки сумма электронного сертификата перечисляется напрямую продавцу. Покупатель может выбрать магазин, производителя и сам товар.
Электронная трудовая книжка
Документ введен с 1 января 2020 года. Электронная трудовая книжка (ЭТК) обеспечивает постоянный и удобный доступ к информации о трудовом пути и существенно упрощает кадровый учет. Для тех, у кого уже была оформлена бумажная трудовая книжка, переход к цифровому формату добровольный. Посмотреть сведения электронной трудовой книжки можно в Личном кабинете на портале "Госуслуги". При необходимости можно получить и бумажную выписку из электронного документа, хотя они имеют равную юридическую силу.
Электронные сервисы для работодателей
"Работодателям "цифра" упрощает работу по предоставлению в фонд данных: меньше бумажной документации, меньше вероятности сделать ошибку при заполнении сведений. Отпала необходимость в справках о зарплате для расчета больничных: все необходимые сведения Социальный фонд получает по межведомственному взаимодействию напрямую от Налоговой службы", - пояснил Сергей Чирков.
К работодателям цифровой формат пришел сразу с нескольких сторон. С 2023 года введена единая форма сведений (ЕФС), заменившая сразу 5 отчетов. Это существенно снизило количество представляемых документов и нагрузку на систему. Также в электронном виде теперь можно подтвердить основной вид экономической деятельности и оформить субсидии за трудоустройство безработных.
"Соцфонд в силу своих функций обслуживает все население страны. Мы фактически являемся единым окном для предоставления всех федеральных мер социальной поддержки, начиная от пособий беременным женщинам и заканчивая пенсиями по старости. Без цифровизации было бы сложно обслуживать такое количество людей. Но главное, цифровизация поменяла философию наших услуг. От тезиса, что граждане сами должны собирать все документы, мы в итоге пришли к тому, что все это должен делать фонд", - говорит глава СФР.
Более 90% работодателей уже подают отчетность в фонд в электронном виде.
85% выплат назначается всего по одному заявлению.
85% обращений граждан в фонд -это электронные заявления.
116 сервисов фонда доступны на портале "Госуслуги".
В 2024 году число беззаявительных мер поддержки достигнет 10 (сейчас их 8).