С 2014 года, с изменением геополитической ситуации, серьезные изменения произошли и на ИТ-рынке. Если до этого он рос почти без вмешательства государства, то с 2014-го началось государственное регулирование и плавное, эволюционное импортозамещение. В стране стали вводить барьеры для иностранного бизнеса и меры поддержки для внедрения российского программного обеспечения.
К сожалению, на "железо" это почти не распространялось. С весны 2022-го до весны 2023 года в связи со специальной военной операцией мы наблюдали массовый исход мировых вендоров из недружественных стран - Microsoft, IBM, Intel и другие. Кто-то уходил под давлением санкций, кто-то - некорректно, прихватив деньги клиентов. Последствия мы до сих пор преодолеваем.
А сейчас, в конце 2023 года, на мой взгляд, начинается новый этап - поствендорский, постсанкционный, патерналистский. Государство уже выступает главным регулятором, и все участники рынка надеются на его поддержку. Конкуренция теперь не между западными и российскими компаниями, а внутрироссийская. Отечественный ИТ-рынок закрывается информационно, чтобы не подпасть под санкции, поэтому сложно вести статистику. Когда нет достоверных цифр, можно говорить только о трендах развития. И основной тренд сейчас - это рост роли государства в ИТ-индустрии, как в объемах финансирования, так и в доминировании окологосударственных компаний на рынке.
Для малого и среднего бизнеса - прежде всего регионального - ниши сокращаются: внешний рынок частично закрыт, на внутреннем активно развиваются крупные игроки. Какие возможности в этой ситуации есть у малого и среднего бизнеса? С 1 января 2024 года все региональные ИТ-системы должны создаваться только с помощью "ГосТеха". Малый бизнес напрягся, ведь крупные платформы "ГосТех", "Госмаркет" вытесняют частные ИТ-разработки.
Наша ассоциация договорилась с разработчиками, чтобы на этих госплатформах субъекты МСП могли создавать свои приложения, размещать свои цифровые решения. Пока неизвестно, как это будет работать на деле, но я считаю, что для малых компаний это хорошая возможность встроиться в меняющийся рынок. Надо ею пользоваться, ведь чем выше уровень цифровизации государства, тем больше потребность в ИТ-обслуживании.
Второе направление - продолжающееся импортозамещение. Согласно данным Cnews Analytics, самый высокий индекс импортозамещенности у нас в госсекторе, а один из самых низких - в медицине, где своих ИТ-разработок пока немного. Ниши еще остались, ведь заказчикам нужны отечественные операционные системы, системы информационной безопасности. Малый ИТ-бизнес может помогать им в замещении, а также дорабатывать новые, но пока есть лишь сырые отечественные ИТ-продукты, которые сейчас появляются вместо импортных. Благодаря устойчивому тренду на импортозамещение, думаю, курс акций наших ИТ-компаний в ближайшие два-три года будут расти.
Еще один тренд - изменение каналов финансирования. Предприятия и организации сегодня обращаются за господдержкой в Фонд развития промышленности, Фонд развития информационных технологий и получают ее. Государство напрямую не направляет средства в ИТ-компании, а дает их заказчикам на приобретение отечественного ПО и разработок. И здесь ИТ-бизнесу важно тесно взаимодействовать с заказчиками, помогать им правильно составить техзадание, чтобы воспользоваться этими средствами.
Кроме того, сами ИТ-компании тоже могут получать субсидии и другие виды поддержки. Например, есть субсидии, которые возмещают до восьмидесяти процентов затрат на рекламу отечественных ИТ-программ и электроники. Предусмотрены компенсации расходов на организацию производства отечественных планшетов, смартфонов, ноутбуков. Но многие о них просто не знают, поэтому не пользуются.
К негативным тенденциям можно отнести сокращение горизонтов планирования. Это плохо тем, что на разработку многих продуктов нужны годы, а если горизонты планирования короткие, то сложно убедить инвесторов вкладывать средства в такие разработки. В нынешней ситуации ИТ-бизнесу нужно сфокусироваться на том, чтобы помогать предприятиям и организациям оперативно менять ПО и "железо" на новое отечественное, пусть и сырое, или на имеющееся в открытом доступе импортное. Либо научить их работать на том, что есть, в обход блокировок и санкций.
Сейчас поставки в Россию иностранных процессоров идут только по параллельному импорту, завозят и так называемые риск-процессоры, пытаются переходить на отечественные аналоги. В этой неопределенности малые компании могут взять на обслуживание весь этот "зоопарк", чтобы помочь заказчикам совместить разношерстное оборудование.
Есть и текущие угрозы. ИТ-компании, которые в обход санкций пытаются работать со свободным программным обеспечением, интернетом, поневоле взаимодействуя с иностранными организациями, нелокализованными в России, оказываются под угрозой административных и даже уголовных наказаний. Также у нас в стране планируют ввести оборотные штрафы за утечку персональных данных - от 0,1 до 3,0 процента выручки за календарный год.
Но проблема в том, что ни одна современная система безопасности не дает стопроцентной гарантии от утечек. Поэтому мы предлагаем внести поправки в законопроект для того, чтобы не применять жесткие санкции к тем, у кого установлена система информационной безопасности.