• Новости
  • Статьи
  • Проверь себя
  • Личный опыт
  • ESG - повестка
04.12.2023 19:13
Автор
Светлана Задера
Как проходит главная климатическая конференция планеты в Дубае
Светлана Задера/РГ
Участникам Конференции ООН по изменению климата COP-28 в Дубае показали электрорикшу, умную фуражку для полицейских и индивидуальный вертолет. Россия представляет на конференции проект во воссозданию "мамонтовых степей" в Якутии. "РГ" посмотрела, как проверяют, чем кормят и про что рассказывают участникам конференции.

Полет нормальный

Дубай принимает Конференцию ООН по изменению климата (СОР 28) с 30 ноября по 12 декабря, на нее приехали делегации из более чем 150 стран. Почти полмесяца они будут обсуждать проблемы с климатом и их влияние на жизнь человека. Но обычный человек, если он не следит за экологической повесткой и живет в Дубае, имеет не очень много шансов понять, что здесь проходит такое глобальное мероприятие. В аэропорту Шарджа о конференции можно узнать только на стойке у выхода из аэропорта, там же можно поставить печать в загранпаспорт на память об участии в конференции.

В городе о конференции можно узнать на билбордах, но чаще они просто информируют о мероприятии или рекламируют партнеров, то есть там даже не указаны дата и место проведения. Хотя обычные люди также могут попасть на выставку.

Доступ на площадку

Для участников COP28 на время проведения форума сделали бесплатный проезд на метро. Так как не все смогли снять отели близко к площадке, то среднее время поездки к месту проведения занимает 40 минут, но бывает, что и 1,5 часа. Метро здесь не то, что большое, просто немного неспешное, особенно, если сравнивать с московским. Из необычного - "первый класс", на который билеты можно купить отдельно, обычно там очень мало людей. И женские вагоны, где уже не так свободно, но все еще просторнее, чем в обычном. На этом плюсы за пределами форума заканчиваются. А что же на площадке?

С одной стороны, станция метро находится прямо у входа в Expo, где проходит мероприятие, поэтому добираться комфортно. С другой - участников настолько много, что организаторам приходится отправлять их в обход, чтобы распределить толпу. Поэтому вокруг постоянно много людей, но при этом столпотворения и давки удается избежать.

При этом небольшие регламенты меняются каждый день. Лидеры стран были на форуме с 30 по 1 декабря, основная часть участников может приходить только со 2 декабря. Так вот: 2 декабря у меня просто просветили сумку и отдельно просветили ноутбук, 3 декабря уже попросили снять еще и жакет, 4 - дополнительно осмотрели после прохода. При том, что состав сумки и внешний вид почти не менялся.

Умная фуражка поможет защитить сотрудников полиции от выгорания на работе

Как устроен COP28

Конференция проходит в EXPO2020, площадь которого составляет 45 тыс. квадратных метров или две Красные площади. Площадка разделена на две зоны: голубую и зеленую. В общей сложности здесь более 200 стендов, поэтому на дорогу приходится закладывать много времени. Для удобства участников здесь запустили открытые электропоезда.

В голубой зоне проходят все официальные мероприятия с представителями стран, у каждой страны - участницы есть своя площадка, где проходят лекции и обсуждения помимо основной программы. В этом году особое внимание уделено социальной составляющей: дефициту питьевой воды, сложностям с медицинской помощью, гендерному равенству на форуме выделили целый день.

Культурная часть вынесена в зеленую зону, туда может получить билет любой желающий на официальном сайте. Там компании проводят свою деловые мероприятия и также представляют новинки.

Например, полиция ОАЭ представила умную фуражку, которая помогает измерить уровень стресса у сотрудника. На внутренней стороне у нее датчик, который при соприкосновении со лбом фиксирует данные по принципу умных часов, а результат сразу отправляет на планшет. В полиции ожидают, что это позволит уменьшить выгорание на работе. В будущем планируется выстроить систему, при которой данные будут сразу отправляться врачу, который сможет выписать лечение при необходимости.

Компания из ОАЭ, которая является одним из основных поставщиков электрокаров в страну, представила на выставке две собственные разработки зарядок для электрических машин. Один из экспонатов - умная зарядка для персонального использования. Во-первых, эту зарядку не надо контролировать, она автоматически перестает работать, когда машина заряжена. Во-вторых, ее можно установить на общей парковке и поставить пароль, чтобы никто другой ей не пользовался. И будет у вас персональная зарядочная станция. Второй экспонат - супербыстрая зарядка для электрокаров. Ей достаточно 2 часов вместо обычных 5-6.

Университет Джона фон Неймана (Венгрия) представил свою электрорикшу, с которой планирует выйти на рынок Индии. На кузове электрорикши установлены солнечные батареи, которые, по словам разработчиков, могут компенсировать 50% затрат на энергию. Машина может разгоняться до 50 км в час - это максимально разрешенная скорость для такого вида транспорта.

Компания TetraРak, чья упаковка считается одной из самых сложных для переработки, представила свою экоупаковку. Верхний слой теперь не белый, а цвета крафтовой бумаги. Наверное, это связано с тем, что среди потребителей существует мнение, что такая бумага экологичнее, хотя при ее производстве тратится огромное количество воды. Новая упаковка сделана на 70% из вторсырья, и во время ее производства снижен углеродный след на 15%. Как отметила представитель компании, эту упаковку только недавно разработали, поэтому найти в продаже ее нельзя.

Французская компания представила свою разработку "индивидуальный вертолет", который частично работает на электроэнергии.

Россию в зеленой зоне представляет "Плейстоценовый парк" из Якутии. Идея парка неоднозначна: затормозить таяние многолетней мерзлоты с помощью воссоздания мамонтовых степей, где в роли мамонтов будут другие животные, в том числе верблюды.

Так как экоактивизм становится уже неразрывен с протестными акциями, на COP без них тоже не обошлось. Организовали их местные студенты по согласованию с организаторами, ни одна картина не пострадала.

Чем кормят

Бесплатного питания для участников нет, но в разных частях площадки стоит много разных кафе, в которых продаются салаты, сэндвичи и булки. Средний чек за сэндвич и кофе - 55-60 дирхам (1,5 тыс. руб.).

В первые дни бесплатно раздавали воду, позже ее стали продавать за 1 дирхам, но есть питьевые фонтанчики, где можно налить себе воды бесплатно. На площадке можно купить и алкоголь. За бутылку розового, красного или белого вина просят 150 дирхам, за бокал - 60. Могут налить и водки - за 60 дирхам.

Цена еды, в принципе, средняя для места проведения. То есть в городе средний чек за блюдо и напиток в кафе будет 50-100 дирхам, но я живу в индийском районе старого города (1,5 часа от площадки на метро), поэтому мой ужин обходится мне в 20 дирхам (520 рублей). Так это еще и с салатом!

В общем, тормозить изменения климата - дело недешевое, как и участие в конференции, этому посвященной.