Идея понятна: улучшить профилактику заболеваний и сделать доступнее медпомощь людям активного возраста - тем, кому из-за занятости на работе сложно регулярно посещать врача, особенно с профилактической целью. Такая система работала на крупных предприятиях еще в советское время: были цеховые врачи, подведомственные медсанчасти. Подлечиться и отдохнуть раз, а то и два в течение года можно было без отрыва от производства - профилактории работали по вечерам. Сейчас предлагается восстановить хотя бы элементы той признанной во всем мире семашковской системы. При этом в качестве образца можно посмотреть на опыт ФМБА России - на промышленных предприятиях в системе агентства сохранена система цеховой медицины.
"На наших промышленных предприятиях есть здравпункты, работают цеховые врачи, но все это, конечно, организовано на более высоком уровне, с использованием цифровых технологий и искусственного интеллекта. Одно из важных направлений - создание Центров промышленной медицины", - рассказал "РГ" главный внештатный специалист службы промышленной медицины ФМБА Игорь Калинин.
Медицину действительно удалось приблизить к рабочему месту. Например, благодаря организованному проведению диспансеризации в прошлом году врачебные осмотры прошли более 98% работников, в то время как в среднем по стране до врачей с этой целью доходит не более 60%. Часто диспансеризацию и медосмотры проводят с помощью выездных мобильных бригад, оснащенных необходимым оборудованием. Помогла и организация Центров промышленной медицины, к которым прикреплены предприятия.
"Мы выделили специализированные подразделения для оказания медпомощи трудоспособному населению и внедрили цифровую систему по управлению потоками пациентов. В результате время проведения медосмотра сотрудников предприятий сократилось до полутора часов", - отмечает Игорь Калинин.
Интересна инициатива и с организацией цифровых здравпунктов. "Мы выстраиваем работу так, чтобы цеховой врач был помощником, коучем каждого работника - он следит за состоянием здоровья, знает профессиональные риски, ведь на многих наших предприятиях есть рабочие места с вредными и опасными условиями труда. Одним словом, сопровождает работника и помогает ему оставаться здоровым на протяжении всей карьеры. А помощь узких специалистов можно получить с помощью телемедицины: оборудование для проведения таких дистанционных консультаций установлено в наших цифровых здравпунктах", - отметил Калинин.
Благодаря цифровизации, сотрудники предприятия имеют доступ к своей электронной персональной карте здоровья - им доступны результаты анализов, и назначения врачей уже не забудешь. Так что и состояние организма, и лечение легко контролировать.
"Мы видим реальные результаты: на одном из наших предприятий, с численностью более 10 тысяч человек, после создания Центра промышленной медицины, заболеваемость уменьшилась на 14%, число дней на больничном - на 18%. В итоге экономические потери предприятия в связи с болезнями работников в 2022 году снизились более чем на 284 млн рублей", - заключил эксперт.