"Моим учебником гармонии стала карта Бразилии", - говорил Вилла-Лобос - самый известный южноамериканский композитор всех времен. Он создал множество оркестровых, камерных, инструментальных и вокальных произведений. Галерея образов его музыки необычайно разнообразна.
При этом Вилла-Лобос не получил систематического музыкального образования - музыке его учила сама Бразилия: в юности он много путешествовал, выступая с бродячими музыкантами и шоранами. "Вилла-Лобос - одна из основ бразильской национальной идентичности. Преодолев дихотомию между популярной и классической музыкой, между фольклором и академической культурой, Вилла-Лобос заявил о себе как об истинно бразильском композиторе: его звук - это звук Бразилии", - сказал господин посол.
Главным делом Вилла-Лобоса стало создание уникальных Бразильских бахиан (1930-1945). Бахианы - один из гениальных и самых известных примеров проявления неоклассицизма, коснувшегося в первой половине ХХ века творчества многих музыкантов, как и Вилла-Лобос, обратившихся к старинным жанрам. Программа концерта в "ГЭС-2" была сосредоточена вокруг камерных бахиан. Прозвучали пять сюит: N 1 - для оркестра виолончелей; N 4 - для солирующего фортепиано; N 6 - для дуэта флейты и фагота; N 9 - для "вокального оркестра", переложена для струнного оркестра, и, конечно, самая знаменитая Бразильская бахиана N 5 - для голоса и ансамбля виолончелей.
Композитор утверждал, что музыка Баха "космически фольклорно универсальна" и модинья близка баховским ариям, бразильские танцы - токкатам и жигам. Почти все части Бразильских бахиан, за исключением девятой, носят двойные названия: одно европейское - прелюдия, фуга, хорал, ария, жига, фантазия; а другое - бразильское: модинья, шоро, кандига, дезафьо, эмболада, пика-пау и так далее. Эти бразильские знаки в бахианах не заслонили для композитора "баховского" начала.
Сопрано Елене Гвритишвили - артистка Молодежной оперной программы Большого театра - покорила музыкальностью и красотой голоса. Прозвучали и "Иронические и сентиментальные эпиграммы" - изящная шутка в интерпретации Елене Гвритишвили и Сергея Каспарова - легкая "модуляция" от главной бахианской темы концерта, финалом которого, естественно, стала Бахиана N9, исполненная Московским ансамблем современной музыки, показавшим себя интересным интерпретатором музыки Вилла-Лобоса с акцентами дня сегодняшнего.