Залоговые цены на стекольную тару отменили в конце 1990-х. С того времени десятки миллионов бутылок вырастают в терриконы на мусорных полигонах. "На вторичную переработку идет лишь около 4% винных бутылок, - сообщила владелица севастопольского винодельческого хозяйства Кира Ефимова. - При цене бутылки 30-40 рублей ежегодно мы "закапываем" в землю 16 миллиардов. Это бюджет большого города".
Кира предложила вернуться к обороту вторичной стеклотары, когда вымытые винные бутылки вновь возвращались на линии разлива. Эксперт хотела бы начать с Крыма, где нет ни производства стеклотары, ни использования боя. Зато миллионы туристов оставляют огромное количество пустых бутылок. В Крыму, зависимость от поставщиков стеклотары в 2019 году едва не остановила всю винную отрасль. Крупнейший поставщик бутылок был частью международного холдинга со штаб-квартирой в Германии. Он отказался поставлять продукцию в Крым. Ситуацию удалось разрешить лишь после вмешательства Минпромторга России и депутатов Госдумы. Потом закрылись крымские стеклотарные заводы. В 2022 году здесь в порядке эксперимента стали принимать бутылки по семь копеек за штуку. Но за такие деньги собирать их не стали даже бездомные.
"Идея повторного использования стеклотары интересная и правильная, - считает директор АНО "ЖКХ Контроль Республики Крым" Анатолий Петров, не исключая и другого направления. - В Крыму строят три экотехнопарка, где будет глубокая сортировка отходов. Убежден, там должна быть и переработка, чтобы на месте производить бутылки из боя". По всей видимости, надо разрабатывать оба направления. А регионы возьмут на вооружение то, которое выгодно на их территории. Производить бутылку из осколков - дело недешевое, на одной электроэнергии можно разориться.
Но как раз организация этих производств уже детально отработана. С повторным использованием - другая картина. Что необходимо? Помимо инвестиций в помывочные заводы как минимум потребуется изменить, унифицировать стандарты винной тары, говорят эксперты. Сейчас не то что в масштабах страны, но и одного региона сложно найти одинаковую тару. В таком случае производителю действительно выгоднее купить новую бутылку, чем собирать свою пустую тару по всей стране. "Давайте на государственном уровне стандартизируем бутылку. Существует несколько ее типов: "бургундия", "бордо", "флейта" и так далее, - говорит Кира Ефимова. - Думаю, стекольные заводы меня разорвут, но давно пора подумать и о будущих поколениях". И не плодить по стране бутылочные терриконы.