Существующий регламент юридических сделок с иностранным участием должен соблюдаться

В ответ на западные санкции Россия была вынуждена ввести новые правовые механизмы для защиты собственных интересов. Любые сделки слияния и поглощения и/или иные сделки с иностранным участием, упомянутые в указе президента от 1 марта 2022 года, подлежат согласованию с подкомиссией Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ.
iStock

МКА "Николаев и партнеры" одной из первых получила согласие подкомиссии на совершение сделки с иностранным участием. Наш опыт показывает, что получение такого разрешения - весьма сложная задача, так как отсутствуют утвержденные требования к пакету документов, статусу покупателя и условиям сделки; регламент и требования к документам постоянно меняются. Причем отказ подкомиссии в согласовании сделки не подлежит обжалованию.

Все эти сложности приводят к тому, что недобросовестные участники гражданского оборота пытаются обойти получение разрешения подкомиссии, используя различные схемы. Сейчас Генеральная прокуратура РФ обжалует около 400 сделок, которые были совершены в обход правительственной комиссии, и первые сделки уже признаны недействительными (23 октября 2023 года Арбитражный суд Московского округа вынес постановление по делу N А41-101031/2022).

Нормативно-правовая база систематически ужесточается. Минфин России опубликовал пакет поправок о внесении с 1 января 2024 года изменений в статью 4.2 Федерального закона "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств" и статью 2 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации". Если они будут приняты, то кроме реституции недобросовестные стороны такой сделки будут платить штраф в размере до 40 процентов от стоимости бизнеса. Кроме гражданско-правовой ответственности, на наш взгляд, существует и реальный риск уголовного преследования и привлечения к уголовной ответственности.

Полагаем, что действия лица, которое совершило сделку, подлежащую согласованию, в обход существующего регламента, могут трактоваться как преступление против интересов Российской Федерации и квалифицироваться по различным статьям уголовного законодательства. В том числе (но не ограничиваясь) таких, как мошенничество; присвоение чужого имущества; незаконная банковская деятельность и совершение валютных операций, если речь идет о "раздроблении" общего денежного обязательства (дивиденды, заем и т.д.) на доли, формально соответствующие законодательным требованиям - размеру в 10 миллионов рублей в месяц; уход от уплаты налогов и т.д.

Полагаем, что сторонам подобных сделок, действия которых могут быть квалифицированы в будущем как преступление, во избежание серьезных последствий стоит получать их согласование в подкомиссии Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ.