Процесс цифровизации в вузах идет довольно активно. Согласно обзору Института статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ, по итогам 2022 года организации высшего образования оказались лидерами в применении сразу нескольких видов цифровых технологий. Так, облачные сервисы используют 46,7 процента вузов, в то время как в идущем вторым секторе оптовой и розничной торговли - 40,7 процента организаций, в секторе здравоохранения - 36,3 процента. Также высшее образование лидирует в применении цифровых платформ, RFID-технологий, аддитивных технологий и "цифровых двойников".
Высокий уровень цифровизации может быть связан с развитием спецпроектов и программ господдержки для вузов, считает проректор - начальник управления академической политики и организации образовательной деятельности Университета Иннополис Евгений Бобров.
"Например, проект "Цифровой университет" Минобрнауки России тиражирует решения по использованию системы управления на основе данных, созданию единой цифровой платформы для обучения, внедрению индивидуальных образовательных траекторий, а также переходу на цифровые методы образования, - рассказал он "РГ". - Применение такой модели в работе российских университетов повысит доступность и качество образования".
Информационные технологии позволяют улучшить и организацию обучения, и сам процесс. "Нельзя подготовить квалифицированного социолога, политолога, историка, архивиста без использования инструментов для анализа больших данных, - рассказала проректор по цифровой трансформации РГГУ Татьяна Беляева. - Также совершенно по-другому строится работа искусствоведов и культурологов - возможности 3D-сканирования и печати позволяют студентам создавать цифровые копии артефактов, и обратно - из цифровых образов получать физические копии объектов".
По словам проректора, благодаря оцифровке музейных экспонатов у студентов появляется возможность более глубоко изучать историю искусства.
Обучение работе на сложном или опасном оборудовании также зачастую не обходится без специальных технологий - виртуальной и дополненной реальности, рассказал руководитель лаборатории цифровой трансформации образования Института образования НИУ ВШЭ Иван Карлов. "Использование таких инструментов с одной стороны повышает качество образования, с другой - вовлеченность студентов, ведь им куда интереснее учиться, используя такие технологии", - пояснил эксперт.
В Университете Иннополис создают цифровые лаборатории, позволяющие студентам проводить эксперименты и исследования в виртуальной среде. "Открыто уже три лаборатории, среди которых "Иннокиберполигон" - виртуальная площадка-тренажер для киберучений и подготовки специалистов в сфере информационной безопасности, а также InnoDataHub - виртуальная среда для развития навыков работы с машинным обучением, большими данными и большими языковыми моделями", - сообщил Евгений Бобров.
Важное место в образовании сегодня занимает система управления обучением (Learning Management System - LMS) - программное решение, позволяющее создавать онлайн-уроки и обучающие курсы. Использование LMS-систем позволяет индивидуализировать учебный трек для студентов, отметила Татьяна Беляева. "Современные технологии с использованием искусственного интеллекта (ИИ) позволяют проанализировать уровень освоения дисциплины, рекомендовать обучающемуся обратить внимание на те или иные вопросы, - пояснила она. - Также LMS-система упрощает и делает прозрачной обратную связь, общение студента и преподавателя, куратора, методолога".
Речь, по сути, идет об адаптивном обучении, где с помощью технологии ИИ образовательный процесс подстраивается под особенности человека. "Допустим, студент прошел какой-то материал и ему нужно решить определенное количество заданий, - приводит пример Иван Карлов. - На цифровой платформе у него есть свой уникальный путь, поскольку система анализирует, как он выполняет задания, и в зависимости от этого предлагает ему следующий шаг. Если простые задания решаются быстро, система сразу уводит его к более сложным. Если она видит, что есть трудности с какими-то задачами, то дает возможность поработать над ними подольше".
При этом персональный подход легко вписывается в обучение большого числа студентов. "Группа работает над одной общей темой, но каждый студент, взаимодействуя с цифровой платформой, идет своим путем - у него будет индивидуальная подборка заданий", - отметил Иван Карлов.
Информационные технологии, включая виртуальную реальность, онлайн-игры, чат-боты, активно используют и EdTech-компании при создании образовательных курсов. "Уже активно используются возможности нейросетей, например, наша онлайн-школа психологических профессий "Психодемия" создала преподавателя на базе генеративного искусственного интеллекта, - рассказал "РГ" гендиректор Ultimate Education Павел Мосейкин. - Нейроника - так назвали цифрового учителя - сгенерирована, озвучена и визуализирована при помощи нейросетей. Однако важно отметить, что нейросеть пока часто дает довольно общие описания, не всегда может придерживаться плана курса, поэтому использование генеративного ИИ не исключает участие экспертов".
Онлайн-школы также создают собственные LMS, но вскоре их сменят LXP-системы (Learning Experience Platform), которые еще более детально управляют индивидуальными особенностями обучения пользователя, отметил гендиректор. Платформа может в реальном времени анализировать поведение ученика в процессе обучения с помощью Big Data, нейросетей, искусственного интеллекта. "Технологии трансформируют образование, делая его доступным и подходящим каждому", - подытожил Павел Мосейкин.