Чем дети и взрослые занимаются в Движении, почему участвовать в нем не только чрезвычайно интересно, но и полезно? Какие у него отличительные черты и зачем оно объединяет не только детей, но и взрослых? На эти и другие вопросы "РГ" ответила первый заместитель председателя правления Движения Первых Наталия Мандрова.
Наталия Александровна, Движению Первых исполнился год. Расскажите, как он прошел? Что удалось сделать?
Наталия Мандрова: За это время сформирован каркас деятельности Движения, подготовлена программа воспитательной работы, началась проектная деятельность, формируется детское самоуправление. Но самое главное - это то, что к Движению уже присоединилось более 4 миллионов школьников. И они уже реализовывают разные интересные проекты. Некоторые из них зародились до появления Движения, но влились в него и теперь тиражируются. Другие формируются уже внутри нашей организации.
Расскажите подробнее: чем именно занимаются дети?
Наталия Мандрова: Вообще ребенок может найти себе в Движении деятельность по вкусу - тут представлено 360 градусов интересов современного ребенка. Инициативы у детей самые разносторонние. Они часто придумывают фантастические по зрелости творческие проекты. Например, у нас есть команда детей, которая много лет развивает Всероссийский проект помощи малышам, отстающим в учебе, который называется "Дай Пять!". Его придумали дети в Мордовии. Знаете, какое количество отстающих детей, живущих в семьях и которым при этом некому помочь? Мамы, папы, бабушки, дедушки либо не понимают, как это сделать, либо не имеют возможности. И дети, старшеклассники, как правило, хорошо обучающиеся, с хорошими оценками, приходят к ним домой и занимаются с ними. Учат читать или читают вместе. Занимаются школьными предметами. И эта инициатива стала всероссийской, ее подхватили в нашем Движении. Сейчас сообщество ребят, помогающих отстающим, насчитывает уже 16 тысяч человек по всей стране.
У нас очень активные дети в Санкт-Петербурге. Они самостоятельно организовали форум, кейс-чемпионат по решению социальных проблем. Собрали 500 участников со всей страны - дети приехали вместе с родителями, с педагогами. Получилось межрегиональное мероприятие очень высокого класса. И нас они пригласили в качестве участников. Теперь они тоже - члены нашей команды.
Современные дети вообще очень отзывчивые. У них много инклюзивных инициатив. Они переживают за сверстников, не включенных в среду. У них огромное количество проектов по интеграции ребят-колясочников, слабо видящих и слабо слышащих ребят и помощи им.
Они с огромным удовольствием присоединяются к всевозможным акциям и мероприятиям, направленным на помощь пожилым людям. Невероятный сейчас отклик от ребят в связи со специальной военной операцией. Они пишут письма поддержки бойцам в зону СВО, делают маленькие подарки для воинов, вяжут для них носки, варежки. Современные дети откликаются на все, что происходит вокруг. Очень много экологических инициатив у нас в Движении.
Как вы думаете, почему дети активно включаются в эти проекты, что ими движет? Ведь принято считать, что современных детей больше интересует виртуальная жизнь - игры, телефоны, интернет…
Наталия Мандрова: Это не так. Дети с удовольствием включаются в общественную жизнь. Причем им важно чувствовать контекст страны, быть частью большого. Им недостаточно жить проблемами своей улицы. Так было и раньше. Вы знаете, что в советское время были, например, детские лесничества? Под их опекой было 6 миллионов квадратных километров леса - огромная площадь. Дети следили за кострами, защищали муравейники, птичьи гнезда. Расчищали лес от мусора.
Похожая история была с юннатскими станциями. Каждый год дети ходили в экспедиции. Собирали лечебные травы, передавали их в госпитали, больницы. Собирали металлолом. Выпускали пионерские трамваи. Собирали макулатуру. Целые библиотечные серии печатались из бумаги, которую ребята приносили в дни сбора макулатуры. Это были всероссийские детские акции.
Сейчас детям не хватает возможностей для объединения и реализации важных для страны и интересных проектов, и мы готовы им это дать.
То есть среди ваших задач - консолидация детей, инициатив и тиражирование лучших практик?
Наталия Мандрова: Да, когда малые инициативы вливаются в большое движение. У нас есть живой сайт, где описаны уже реализующиеся проекты. И детские первичные организации могут взять на вооружение любой из них. И им будет понятно, как его реализовать, с кем можно при этом взаимодействовать.
Или они могут придумать свою инициативу и заявить об этом. Мы являемся связующим механизмом, который позволяет объединять людей вокруг разных инициатив, вне зависимости от того, откуда они приходят.
А где формируются ячейки? Куда прийти школьнику, который хотел бы стать участником Движения и предложить свою идею?
Наталия Мандрова: Во-первых, можно зарегистрироваться на нашем сайте. А во-вторых, до Нового года ячейки нашего движения будут созданы во всех школах страны, и нужно будет подать заявление, чтобы присоединиться. Кроме того, они создаются в центрах дополнительного образования, в спортивных секциях, на базе культурных учреждений, и ребенок может присоединиться там. Или участвовать одновременно в нескольких ячейках, которые будут реализовывать разные проекты.
Курировать Движение в школе будет отдельный специалист. Часто эту работу поручают советникам директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными движениями. Но реально руководить ячейкой будут сами дети. В школах и других образовательных, спортивных, культурных учреждениях формируются детские советы. Совет состоит из участников Движения - детей, их родителей, педагогов. Совет принимает ключевые решения, например, какие именно проекты будет реализовывать ячейка. Представители этих советов будут входить в муниципальный совет Движения Первых, представители муниципального - в региональный, а представители региональных - в федеральный. Движение Первых - это самоуправляемая организация на всех уровнях.
Внутри Движения есть Всероссийская проектная школа "Высота", которая помогает детям развивать собственные проекты, освоить навыки проектного управления, коллективной деятельности. Самоуправление нужно, потому что дети должны чувствовать и понимать, что это их организация. И они в ней действительно являются соорганизаторами, сотворцами. Они сами ее развивают.
Вы сказали, что членами советов первичных организаций будут не только дети, но и родители. Они тоже - участники Движения?
Наталия Мандрова: Когда мама или папа приводят ребенка в центр дополнительного образования или в школу, они остаются за дверью. В Движении они могут участвовать вместе со своим ребенком. Мы создаем не просто воспитательную среду, в которой полезно и интересно организуем досуг ребенка. Мы не являемся организаторами досуга в чистом виде или организаторами проектной деятельности, хотя ее в Движении много. Мы - организаторы совместной социально значимой деятельности детей и взрослых. Бывает, что дети вступают в Движение и приводят с собой родителей. А бывает и наоборот - мама регистрируется у нас на цифровой платформе как наставник, а потом приводит ребенка.
Огромная группа родителей, которым сейчас 35-40 лет, выросла, когда не было массового детского движения. И многие из них не смогли реализовать свой собственный организаторский талант. И это повод, объединившись с ребенком, заняться волонтерством, начать помогать природе, ходить вместе в походы, осваивать социальные практики. Роль взрослого в Движении - поддерживать детей, а не перехватывать инициативу, не узурпировать ее.
Вы упомянули про юннатов, детское лесничество. А сами не планируете возродить подобные проекты?
Наталия Мандрова: Не просто думаем, а уже делаем это. Идет работа по возрождению движения юных натуралистов - юннатов. Это дети, которые изучают природу, но не на лабораторных занятиях, а при непосредственном взаимодействии с природной средой. Юннатских станций осталось в стране всего несколько сотен. Мы намерены увеличить их число. На них есть обычные огороды, аптекарские огороды. Юннатам выделяются участки земли, где они могут что-то выращивать, заниматься селекцией. Они наблюдают за птицами. У них есть "живые уголки" с животными, которых они выручили из беды. Например, я была на юннатской станции в Пятигорске, в которой огромный вольер с кроликами. Я спрашиваю: откуда они? Мне говорят: был Новый год - год кролика. Люди приносят кролика в подарок. Отмечают праздник, потом выбрасывают животное на улицу. Также выбрасывают черепах, попугаев, домашних животных. В итоге они оказываются в приютах. Попадают в них и животные, которых эксплуатируют фотографы. Дети за ними ухаживают, учатся взаимодействовать со средой.
Дети ходят в экспедиции, в которых изучают природу. Это очень интересное и гуманистическое направление работы. Природосообразность - это важнейший элемент воспитания. Человек, отлученный от природы, воспитанный не природосообразно, не осознает себя частью природной среды, он в большей степени осознает себя частью техногенной среды. А природообразность очень важна для гармоничного развития личности и для понимания себя.
Также мы возрождаем пешеходный туризм. Это еще одно федеральное направление нашей работы. Пешеходный туризм у нас в какой-то момент умер. Перестали поддерживаться поляны, на которых проводились турслеты. Заросли тропы. Не ходят дети туда. Но собрать рюкзаки и пойти - это полдела. Надо еще понимать, что это будет приводить к повышению антропогенной нагрузки на природную среду, поэтому развивать экологический туризм нужно грамотно. И тут у нас соединяются два направления - туристическое и экологическое. Потому что дети, которые участвуют в экологическом движении, могут как раз обихаживать эти тропы, следить за их сохранностью. Изучать их. А те, кто развивает пешеходный туризм, могут туда выходить - с классом, отрядом, родителями. Грамотно устроить привал, разжечь костер там, где можно. У походного туризма своя культура - например, авторская песня вся выросла из походного движения, она зародилась возле туристического костра.
Еще один наш приоритет - это детское волонтерское движение.
Волонтерство во всех сферах. Хотя для некоторых видов волонтерства государством определены возрастные ограничения. Например, участвовать в помощи приютам для животных детям до 18 лет не разрешают. Они могут помогать только при участии взрослых. Взрослый имеет доступ к вольерам. А дети ожидают за калиткой. Но дети могут, например, вместе с родителями выгуливать собак, собирать для них корма, шить подстилки.
Есть у нас также направления патриотической направленности, связанные с помощью пожилым людям.
Что стоит за понятием "патриотическое волонтерство"?
Наталия Мандрова: К примеру, это посты № 1 - возле Вечного огня. Это уход за обелисками, местами памяти. Ребята берут над ними шефство. Это изучение истории, восстановление памяти, каких-то событий. Восстанавливаем движение "Зарницы". Это военно-патриотическая игра. Она становится современной, интересной для подростков.
У нас много интересных культурных проектов о родном крае, большой и малой Родине. В каждом регионе создаем хоры. И они принимают участие в том числе в наших мероприятиях. У нас был сводный хор на открытии выставки "Россия" - в павильоне ВДНХ вместе пела тысяча человек.
Бывает, ребята реализовывают локальные инициативы. Например, в одном сельском населенном пункте ребята с родителями восстановили мостик через реку. Они собрали стройматериалы и построили его, связав воедино две части села. Инициаторами этого процесса выступили именно дети. И они стали у нас лауреатами международной премии "Мы вместе".
Понятно, что основа всех активностей в Движении - это воспитательная работа. Она, как ниточка, на которую нанизываются проекты и инициативы. У вас есть программа воспитательной работы. Что она собой представляет? Каковы ее цели, задачи?
Наталия Мандрова: Задача, с одной стороны, - это воспитание гармонично развитой личности на основе наших духовных ценностей. С другой стороны, нам важно воспитывать человека патриотически настроенного, который будет себя реализовывать в будущем, в любой профессии, какую бы он ни выбрал, который понимал бы смысл своего труда. А смысл труда всегда в людях, которым этот труд должен принести пользу, жизнь которых должен сделать более комфортной, благоустроенной.
Получается, что участие в Движении само по себе воспитывает?
Наталия Мандрова: Основной механизм воспитательной программы - это воспитание ребенка в совместной деятельности со взрослыми. Одних только направляющих педагогов для воспитательной работы мало. Для того, чтобы воспитать социально активную личность, нужно, чтобы воспитатель сам был социально активной личностью. Именно во взаимодействии со взрослыми, имеющими активную жизненную позицию и передающими свой опыт подрастающему поколению, решаются воспитательные задачи.
Где же вы их возьмете, этих замечательных воспитателей?
Наталия Мандрова: Их немало среди участников Движения, среди родителей. У многих из них профессии, не связанные с педагогикой, но есть активная жизненная позиция. В конце ноября мы провели в Москве Первый Всероссийский форум Движения Первых "Родные-Любимые", в котором участвовали самые активные семьи нашего движения. Например, среди них была мама из Волгограда (она выступала на пленарном заседании), которая привела детей из первичной организации в Центр серебряного добровольчества, объединяющий людей пожилого возраста, которые по-прежнему хотят приносить пользу обществу и быть внутри него. И дети из первичной организации и бабушки объединились. Они вместе готовят, устраивают мероприятия, проводят праздники. От взаимодействия этих двух сообществ все выигрывают. И бабушки, и дети, у которых, может быть, кровных бабушек уже нет. Или они далеко живут. И пожилые люди, безусловно. И воспитание подрастающего поколения в этом случае происходит практически естественным образом.
Вместе с тем уже в следующем году в Движении будет развернута огромная по масштабам программа подготовки кадров по воспитательной работе. Пройти обучение смогут и родители, и педагоги-наставники, и эксперты-профессионалы. Мы сейчас работаем над этими программами и внутри Движения, и совместно с нашими ведущими педагогическими вузами. В частности, с Московским педагогическим государственным университетом, крупнейшим педагогическим вузом в нашей стране.
Но нам важно, чтобы человек взрослый, который будет работать с ребенком, был не только профессионалом с точки зрения знаний и умений, но и был сам по себе социально активной, неравнодушной личностью, чтобы он мог воспитывать на собственном примере.
Почему в Движении возникла необходимость заниматься воспитательной работой? Ведь есть школа, центры дополнительного образования, спортивные секции - у всех них есть базовая задача воспитания. Или я ошибаюсь?
Наталия Мандрова: На самом деле ниша по воспитанию на протяжении ряда лет была не заполнена. Воспитательные работы были вынесены за скобку. Но сейчас ситуация меняется кардинальным образом, в том числе - в школе. В ней происходят собственные изменения. Есть программа по возвращению воспитания в урочную деятельность. Когда учитель литературы, например, не только учит читательской грамотности, но и через произведение воспитывает детей. Обсуждает с ними сложные моральные дилеммы, которые стоят перед героями или разворачиваются в сюжете произведений.
Движение - это один из элементов этого пазла. И как раз движение закрывает нишу воспитания в деятельности. Дополняет, насыщает новыми красками воспитательную работу.
У вас на сайте написано, что программа воспитательной деятельности должна учитывать национальные и культурные особенности народов России. О чем речь?
Наталия Мандрова: Дети живут в разных регионах, с разными культурными и национальными традициями. И мы должны учитывать контекст, в котором ребенок живет и воспитывается. Например, в мусульманских республиках родители возражают против участия детей в мероприятиях развлекательного характера. Но приветствуют участие в социально значимых и социально полезных мероприятиях. Поэтому, например, в Дагестане, Чечне деятельность первичных организаций и коллективов организована немножко по-другому. Они не поют, но помогают пожилым, развивают другие социальные инициативы.
Для того, чтобы построить своими силами мост, расчистить лес, поехать в турпоход, нужны деньги. Предполагается финансовая поддержка детских инициатив или денежное бремя ляжет на родителей?
Наталия Мандрова: Этот вопрос принципиальный. Никакого сбора средств и финансирования со стороны родителей быть не должно. И если где-то это происходит, родители должны об этом сообщить. Государством предоставлены Движению огромные возможности. И разные инструменты, которые мы сейчас настраиваем. Начиная от прямого финансирования до грантовых программ. Мы готовы брать на себя затраты там, где это уместно.
В 2024 году мы проведем большой конкурс для первичных организаций, на котором они смогут выиграть премию до 500 тысяч рублей на реализацию своих проектов. Если ребята хотят поехать в экспедицию, наладить походное движение, арендовать автобусы, закупить инвентарь и так далее, они смогут подать заявку на грант. Им придется сформулировать свою идею, описать цели и задачи своего проекта, расписать, на что будут потрачены деньги, и это даст им возможность выиграть финансирование.
Хотелось бы подчеркнуть, что участие в Движении, реализация проектов - это не некая занятость за деньги. Это добровольное альтруистическое вовлечение ребят, которые хотели бы развиваться сами, реализовывать свои таланты, учиться быть лидерами и при этом помогать тем, кто в этом нуждается, приносить пользу государству и обществу.