Алексей Ергалиев, руководитель Центра поддержки экспорта регионального инвестагентства, рассуждает: хотя поставки продукции за границу увеличиваются, все же пока линия роста - кривая с перепадами: область то сбавляет, то догоняет, а чтобы стабильно набирать обороты, надо поддерживать непрерывный, незатухающий диалог с партнерами. В рамках V Экспортного форума в Тюмени таких разговоров велось немало. Кроме того, на бизнес-встрече "Экспорт услуг: как повысить конкурентоспособность регионального рынка" сибиряки представили гостям из Ганы, Марокко, Чада, Китая и Бангладеш конкретные предложения - показали уникальные природные продукты и отраслевые проекты. Как стало понятно по вопросам аудитории в финале, организаторы попали в цель. Особенно потенциальных партнеров зацепил развлекательный и медицинский туризм.
Морем-океаном иностранцев не удивить, а вот купанием в открытом бассейне, когда на воздухе минус 30, - еще как. Это местные привыкли к термам и всему, что сопровождает бальнеологический отдых и оздоровление, а китайцам и африканцам - в диковинку. Многие, бывая в России, захотят попробовать, тем более от Москвы, в которую они мотаются по работе довольно часто, до сибирской экзотики всего два часа полета. Дмитрий Пухов, руководитель агентства туризма и продвижения Тюменской области, с гордостью говорит, что за минувшие месяцы 2023 года поток туристов, стремящихся за развлечениями, составил 3,3 миллиона человек, однако зарубежных гостей в этой цифре менее процента. Учитывая последствия пандемии и санкционные ограничения, нарастить их количество будет непросто, но тюменцы не из тех, кто сдается.
Больше, чем купание в горячих источниках, иностранцев влекут в Сибирь медицинские услуги. По уровню медтуризма регион - третий в стране. Ежегодно на лечение в государственные клиники приезжает более 50 тысяч человек из 40 стран мира, рассказала руководитель центра развития медицинского туризма Тюменской области Алена Долгунская. Иностранцам интересны уникальная операционная с компьютерным томографом, ядерная диагностика, малоинвазивные операции… Чтобы гостям было проще ориентироваться, под них создали удобный портал на английском языке.
К слову, под запросы заморских гостей подстраивается и местный общепит, осваивая гастрономию экзотических стран. А подтолкнул шеф-поваров такой случай. Как-то в Тюмень приехала делегация из Индии с необычным райдером: на стол просили подавать только те плоды, которые растут над землей, притом особым образом их приготовить. Команда Сергея Закревского проработала несколько вариантов организации питания гостей и выбрала оптимальный. Сценарии взять специалистов на аутсорсинг и вызвать шеф-повара из Москвы отмели сразу, ведь речь шла не об обслуживании, допустим, премьер-министра, - гости были попроще. Оставалось сделать самим. На это решился простой русский парень и так угодил индийцам, что те пригласили его постоянно работать с ними.
- Кто бы что ни говорил, а весомая доля в общем турпотоке приходится на деловой туризм. Тут надо держать марку, потому что речь идет о взаимодействии на долгие годы. Однажды решившись на революционный эксперимент для гостей из Индии, мы бросили вызов самим себе, а в итоге обрели конкурентное преимущество, получили синергетический эффект, - считает Закревский.
В следующем году тюменских экспортеров из числа МСБ собираются продвигать и на одном из маркетплейсов.
- Мы сделали упор на электронные торговые площадки, о чем просили сами предприниматели. Тюменская область - первый регион, который оказывает финансовую поддержку местным товаропроизводителям при выходе туда, - уточнила Диана Грачева, замруководителя Центра поддержки экспорта.
Если нынче в этом направлении реализовали только два проекта, то на будущий год запланировали десять. Так что график объемов экспорта точно пойдет вверх.