"В последнее десятилетие мы наблюдаем рост числа личных автомобилей, но при этом все больше людей предпочитают для передвижения по городу именно общественный транспорт как более быстрый, доступный и экономичный", - отметил Владимир Путин на заседании Президиума Госсовета по вопросам развития общественного транспорта в стране в августе этого года.
И сейчас перед правительством и администрациями регионов стоит задача продолжать наращивать поездки на общественном транспорте. Сегодня их обеспечивают более 135 тысяч автобусов и почти 15 тысяч троллейбусов и трамвайных вагонов. Но, по данным регионов, за пределами средних сроков службы эксплуатируется более 41 тысячи транспортных средств. "Поэтому наша важнейшая задача - обновление парка, - подчеркнул президент. - Сегодня регионы заявляют о потребности до 2030 года обновить более 57 тысяч автобусов, пяти тысяч троллейбусов и четырех тысяч трамваев, а с учетом развития новых маршрутов необходимость в таких транспортных средствах будет еще больше".
По словам зампредседателя правительства Марата Хуснуллина, сейчас в стране действует несколько инструментов поддержки этой сферы. В частности, с помощью механизма инфраструктурных бюджетных кредитов с прошлого года в регионы уже поставлено более 1200 единиц общественного транспорта. Открыта программа специальных казначейских кредитов (преимущественно для малых городов и сельских поселений), действует льготный лизинг через ГТЛК. Кроме того, стартовала комплексная модернизация трамвайной инфраструктуры и подвижного состава по концессионной модели, благодаря которой будет обеспечена поставка 930 трамвайных вагонов и модернизация 620 километров путей.
Как известно, Москва закупает для городских наземных маршрутов только экологичные транспортные средства, в основном электробусы. И по их количеству лидирует среди европейских столиц. В 2023 году парк электроавтобусов пополнился 200 экземплярами, и сейчас их "бегает" не менее 1300. Как сообщил заместитель мэра Москвы, руководитель департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры столицы Максим Ликсутов, до конца 2024 года в город поступит 1200 электробусов. "Они закупаются у российских производителей и обслуживаются по контрактам жизненного цикла, что гарантирует исправность и своевременный выход на линию в любое время года. За пять лет количество электробусных маршрутов превысило 100", - отметил чиновник. Но тренд на обновление транспорта коснулся не только Москвы и Питера. Так, изумрудно-зеленые электробусы стали четвертым видом транспорта на улицах Курска.
Столица Соловьиного края стала одним из немногих областных центров, где жители отстояли троллейбусы и трамваи, заставив чиновников найти способ возродить экологичный транспорт. Автобусное сообщение тоже претерпело полную модернизацию: здесь изменили даже маршрутную сеть, запустив и по центральным улицам, и в самые отдаленные городские уголки зеленые электробусы со слоганом на боках "Нам по пути!". А еще в городе тестируют новые трамвайные вагоны "Львенок" и параллельно возводят новую инфраструктуру для них. Уже в первом квартале будущего года на обновленный первый маршрут выйдут скоростные комфортные трамваи. До конца года в городе запустят полностью обновленную трамвайную сеть.
Глава региона Роман Старовойт отмечает, что после этого реформа выйдет из границ областного центра. "Курск вошел в десятку городов, которым предоставлена поддержка из федерального бюджета на приобретение электробусов и зарядной инфраструктуры. Это говорит о значительном внимании к нам со стороны федерального центра. В будущем году поступят еще пятьдесят машин, - отметил он. - По сути, это бесплатно для бюджета региона. Курская область по формуле оплачивает лишь один процент стоимости. Программа реализуется по поручению президента правительством России. Надеемся, что опыт Курской области будет дальше масштабироваться на всю страну, потому что мы видим эффективность этой работы".
К опыту курян уже присматриваются в соседних регионах: концессионное соглашение о модернизации трамвайной инфраструктуры, приобретение электробусов и обновление автобусных пассажирских перевозок признаются эффективными инструментами для повышения городского комфорта.
Есть чем гордиться и столице Пермского края. На конференции ассоциации транспортных инженеров Пермь была признана лучшей в области по организации работы общественного транспорта. В этом году в Прикамье поступило более сотни новых автобусов, а на трамвайные маршруты краевого центра вышли более сорока современных вагонов. Также коренным образом изменилась система работы с перевозчиками, появились новые способы оплаты проезда. "Изменения должны быть комплексными, - считает начальник городского департамента транспорта Анатолий Путин. - Ведь мы говорим не просто о документах и нормативах, а в первую очередь об удобстве пассажиров".
Пермская транспортная реформа привела к тому, что на городских маршрутах нет ни одного автобуса старше 2,5 лет. Весь транспорт новый и комфортабельный. То же самое и в сфере электротранспорта. Уже несколько лет в Пермь поступают новые трамваи. А после того как было ликвидировано троллейбусное сообщение, в городе начали появляться электробусы. Этой осенью в городе начали курсировать 16 таких машин.
Активно внедряются и новые способы оплаты проезда. Сейчас можно рассчитаться не только наличными, но и банковской картой, приложив ее к валидатору, сканируя QR-код смартфоном, или зайдя в мобильное приложение и отыскав на электронной карте свой автобус или трамвай, кликнуть на него и купить билет.
А в Красноярске в уходящем году началось масштабное строительство легкого метро - "метротрама", когда скоростные трехсекционные трамваи передвигаются по тоннелям неглубокого заложения и надземным линиям. К лету работы развернулись сразу на месте трех будущих станций. Первый этап транспортной системы будет иметь протяженность 10,8 километра и включать две наземных и четыре подземных станции.
Проект пользуется поддержкой федеральных и краевых властей. В августе объект посетил зампредседателя правительства Марат Хуснуллин и уверенно заявил, что строительство уложится в намеченные сроки и в 2026 году "метротрам" заработает. А в начале декабря, отвечая на вопросы сибиряков на прямой линии, губернатор Красноярского края Михаил Котюков сообщил: "Проект уникальный, под который федеральные органы власти создают новые техрегламенты и требования, столичные проектные институты предлагают решения. Возникают определенные технические сложности, но мы продолжаем работу, и на сегодня установленные сроки строительства не сдвигаются".
Компания-подрядчик открыла в городе собственный завод по выпуску высокоточной железобетонной обделки тоннелей. На стройплощадке одной из станций завершается сборка тоннелепроходческого комплекса "Екатерина", названный в честь Героя Соцтруда Екатерины Скрюковой, бетонщицы в женской бригаде Красноярскгэсстроя. Скоро в город прибудет второй комплекс, а всего на строительстве первой очереди задействуют четыре таких агрегата.
И если продолжать подземную тему, то столичные линии метро в 2023 году пополнились 14 новыми станциями, 9 из которых находятся на Большой кольцевой линии. Замкнулась БКЛ еще 1 марта, став самым масштабным проектом отечественного метростроения и одним из самых крупных в мире. По мнению столичных властей, полный ввод БКЛ - историческое событие, сопоставимое по влиянию на город с легендарным строительством первой линии подземки.
Длина БКЛ - 70 километров с 31 станцией и тремя электродепо. Таким образом она обогнала на 13 километров прежнего "чемпиона" среди подземных колец из пекинского метро. Ее введение помогло разгрузить старое "коричневое" кольцо и радиальные линии.
В какой-то степени роль метро взяли на себя и запущенные в 2023 году 3-й и 4-й Московские центральные диаметры, хотя электрички всегда считались транспортом пригородным. Но работающие с осени 2019 года МЦД-1 и МЦД-2 доказали свою полезность именно для мегаполиса, и на подмогу им пришли ее два. МЦД-3, связавший Зеленоград и Раменское, позволил пассажирам с юго-востока Москвы и Подмосковья и добираться в северо-западные районы без пересадки с Казанского на Ленинградский вокзал, либо на метро. По данным столичного дептранса, оптимизировано транспортное сообщение в 20 с лишним районах города и области, где проживают около 3,5 миллиона человек. А благодаря перераспределению пассажиропотоков до 15 процентов снизилась нагрузка на участки Люблинско-Дмитровской, Таганско-Краснопресненской и Калужско-Рижской линий метро.
А МЦД-4 между Апрелевкой и Железнодорожным объединил разрозненные Калужское и Нижегородское направления Московской железной дороги в сквозной маршрут, пересекающий столицу с запада на восток. Этот диаметр стал поистине уникальным и самым протяженным среди "собратьев". Маршрут длиной 86 километров связал семь вокзалов города (Курский, Ярославский, Казанский, Ленинградский, Савеловский, Рижский и Белорусский), пассажирам доступны 38 вариантов пересадок на метро, МЦК и другие диаметры. Ожидается, что к концу нынешнего года МЦД-4 станут пользоваться 267 тысяч пассажиров в сутки, а к 2030 году ежедневный пассажиропоток составит уже 455 тысяч человек. При этом до девяти процентов разгрузятся отдельные участки Калининской, Солнцевской и Арбатско-Покровской линий метро.
Евгений Буянов, научный сотрудник кафедры экономики инноваций экономического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова:
- Применение ИТ для анализа потоков пассажиров и создания гибких маршрутов по спросу в пиковые часы может сократить необходимость в большом автопарке. Для оптимизации маршрутов в условиях уже существующей городской застройки можно применять Big Data и машинное обучение. Анализируя пассажирские потоки, можно выявлять наиболее загруженные участки и определять маршруты с учетом актуальных потребностей жителей. Кроме того, создание транспортных коридоров и внедрение системы быстрого общественного транспорта, как например, BRT (Bus Rapid Transit), может существенно повысить скорость движения и уменьшить заторы на дорогах. Эти подходы могут помочь не только обновить транспортный парк, но и сделать общественный транспорт более адаптивным к меняющимся условиям и потребностям городской среды.