25.12.2023 07:00
Поделиться

Три ключевых фактора стимулируют внешнюю торговлю Китая

На изменение структуры внешней торговли Китая влияют три основных фактора: резкое повышение спроса на некоторые китайские товары на мировом рынке, санкции, связанные с экспортным контролем, введенным некоторыми странами, что открыло новые возможности для китайских компаний, и появление трех новых групп товаров, которые стимулируют развитие экспорта.
В ноябре в Национальном выставочном и конференц-центре в Шанхае прошла шестая Китайская международная выставка импортных товаров.
В ноябре в Национальном выставочном и конференц-центре в Шанхае прошла шестая Китайская международная выставка импортных товаров. / Чжу Синсинь / China Daily

Все это, в свою очередь, способствует повышению присутствия китайских компаний на мировом рынке и привлекает зарубежные фирмы к ведению дел в Китае. Те предприятия, которые уже работают здесь, активно расширяют сферу своей деятельности как внутри страны, так и за ее пределами.

Завод китайского производителя автомобилей BYD в городе Сиань в провинции Шэньси на северо-западе Китая является примером того, как китайские компании выходят на международный рынок. Ежегодно здесь производится около 900 тысяч машин, работающих на традиционном топливе или электроэнергии, в среднем ежедневно 2460 машины. В течение стандартного рабочего дня около 120 работников цеха занимаются сборкой седанов, которые впоследствии будут бороздить дороги и шоссе Центральной и Юго-Восточной Азии, Европы и Южной Америки.

По предположениям Ли Юньфэя, главного менеджера компании по маркетингу и связям с общественностью, экспорт BYD вырастет с 55 916 автомобилей в 2022 году до 250 тысяч авто к концу текущего года, так как спрос на продукцию компании на международном рынке, в частности на электромобили, увеличивается.

Не так давно, примерно в 1260 километрах от завода BYD в китайском городе Сиань, таможня в городе Жугао завершила проверку образцов литиевых аккумуляторных батарей для их последующего экспорта в Мозамбик.

"Африканский бизнес и рядовые граждане получат дополнительные возможности в использовании электроэнергии благодаря литий-ионным аккумуляторам, произведенным на предприятии Chengrui Power Technology, расположенном в Наньтуне", - считает Чжан Сяочунь, заместитель главы таможни в Жугао.

Приведенные выше примеры показывают, что на фоне снижения спроса на общемировые блага и нарушения глобальных цепей поставок, некоторые китайские компании расширяют свое глобальное присутствие.

Внешняя торговля Китая все больше приобретает "устойчивый" характер: традиционная экспортная продукция, такая как текстильные изделия и мебельные товары, уступает место высокотехнологичным продуктам в сферах альтернативной энергетики и передовых технологий.

По мнению Чжоу Маохуа, специалиста по макроэкономике из China Everbright Bank, в ближайшем будущем китайский экспорт будет демонстрировать активный рост благодаря экологически чистой "зеленой" продукции, государственной поддержке и выходу частных фирм на развивающиеся рынки.

Объем внешней торговли Китая за первые 11 месяцев этого года увеличился незначительно, достигнув 37,96 трлн юаней (приблизительно 477 трлн рублей), согласно данным Главного таможенного управления страны.

Китай непрерывно увеличивает свои инновационные и производственные возможности

Чжан Цзяньхун, исполнительный директор отдела экологических технологий и экономики Китайского общества по развитию науки и технологий в Пекине, связывает увеличение экспорта "новой тройки" товаров: автомобилей, литий-ионных аккумуляторов и солнечной энергии - с улучшением общих показателей экспорта.

Экспортная стоимость "новой тройки" демонстрирует двузначный рост уже 14 кварталов подряд. По данным правительства, за первые три квартала текущего года она увеличилась на 41,7 процента в годичном исчислении и достигла 798,99 млрд юаней (около 10 трлн рублей), что эквивалентно 4,5 процента от всего объема экспорта страны.

Чжан Яньшэн, старший научный сотрудник Китайского центра международных экономических обменов в Пекине, подчеркивает, что "новая тройка" товаров стала основным стимулом для увеличения экспорта страны. Это, по его мнению, отражает постоянную оптимизацию структуры внешней торговли Китая, устойчивое усиление новых тенденций в торговле и успешную реализацию сбалансированной внешнеэкономической политики.

Например, компания Chengrui Power получила множество заказов на аккумуляторные батареи от стран-участниц инициативы "Один пояс, один путь", расположенных в Африке и других государствах с развивающейся экономикой. С июля компания экспортировала в общей сложности около 400 литий-ионных батарей в Нигерию, Гану, Бенин и Индонезию. Производственный план Chengrui Power рассчитан до июня 2024 года.

Чэнь Бинь, заместитель руководителя экспертного комитета Китайской федерации машиностроительной промышленности в Пекине, утверждает, что появление экологически чистых продуктов не является случайностью. В результате многолетнего развития технологий, формирования прочной промышленной базы и освоения рынков, Китай смог достичь высокой конкурентоспособности, как в промышленной, так и продуктовой сфере.

В начале ноября этого года Международный валютный фонд скорректировал свой прогноз роста экономики Китая на 2023 год в сторону повышения - с 5 до 5,4 процента. Транснациональные корпорации, которые за период с января по октябрь обеспечили 30,5 процента от общего объема внешнеторгового оборота Китая, отметили несколько интересных направлений для развития экспорта. Среди них - "зеленая" энергетика, перспективные технологии и инновационный рост во второй экономике мира.

Для реализации новых возможностей компании увеличили объем инвестиций, расширили спектр предлагаемых товаров и услуг, а также разработали среднесрочные и долгосрочные планы последовательного развития. Ожидается, что они продолжат придерживаться данной стратегии и сохранят оптимизм в отношении перспектив качественного экономического роста Китая в ближайшие годы.

Посетители у стенда компании Elkem на выставке электроники в Шанхае в апреле этого года. Фото: Предоставлено China Daily

Арнольд Ли, старший вице-президент американской промышленной корпорации Ingersoll Rand, акцентировал внимание на огромном китайском рынке, развитой промышленной инфраструктуре и высокой конкурентоспособности системы поставок, заявив, что компания намерена увеличить инвестиции в развитие инновационного потенциала, уделяя приоритетное внимание цифровизации и технологическому развитию новых энергетических отраслей в Китае в долгосрочной перспективе.

По его словам, Китай непрерывно увеличивает свои инновационные и производственные возможности. Это позволит Ingersoll Rand расширить экспорт продукции, выпускаемой в Китае, прежде всего в страны, заключившие соглашение о Всестороннем региональном экономическом партнерстве, и государства, присоединившиеся к инициативе "Один пояс, один путь".

Норвежская компания Elkem, специализирующаяся на производстве силикона, будет инвестировать в расширение производства и ассортимента продукции в Китае. Так, в первой половине 2024 года планируется ввод в эксплуатацию новых производственных мощностей на заводах в Шанхае и в провинции Цзянси.

Поскольку спрос в Китае увеличивается, компания Elkem недавно приступила к производству высококачественных электронных силикатных клеев на своем предприятии в Шанхае. Этот завод предназначен для производства продуктов премиум-класса серии "теплопроводность".

Помимо обеспечения новых возможностей транснациональным компаниям и поддержки экспорта "зеленой" продукции, в конце октября Главное таможенное управление Китая предприняло 16 мер, направленных на содействие качественному развитию в области торговли обработки. Это меры основаны на дальнейшем укреплении роли политического направления страны в поддержке развития отраслей китайской промышленности.